Под знаком «ветра и потока» . Образ жизни художника в Китае III—VI веков


Универсальность понятия «славный муж ветра и потока» лишний раз сооб­щает о его внепсихологическом характере. Она напоминает о том, что жизненность концептов не в наличии у них фиксированных, словарных значений, а, наоборот, в их многозначности, указывающей на неизреченную матрицу мышления, на аутентичное Слово, значение которого — весь мир. Это Слово есть высшая форма символа, который, как таковой, ничего в сущности не обозначает. И всего ме­нее — то или иное конкретное психологическое состояние. Ветер и Поток предстает прообразом первичной метафоры, связующей внутреннее и внешнее, земное и небесное, конечное и бесконечное, но связующей только через неустранимый разлад в самом человеке. В нем засвидетельствован космический «избыток энер­гии», противостоящий энтропийным тенденциям пространства и времени. Эксцен­трические манеры «славных мужей», их вкус к игре и смеху знаменовали выход за пределы индивидуального сознания и утверждение своей вселенской значимости. И не удивительно, что переполнявшие их чувства были овеяны дыханием смерти (см. с. 113), ибо смерть есть метафизика чувства, пронизывающая все формы культуры.

Так идеал «ветра и потока» учит, быть может, самой благородной работе духа: становиться самим собой, преодолевая себя, и открывать смысл там, где разрушена риторика «понимания» и смысла нет.

В. В. МАЛЯВИН

 

 Сноски

1 Скорее, однако, в эту эпоху появилась лишь новая интерпретация эстетики «ветра и потока», тогда как собственно «фэн лю» — порождение III-VI вв., оказавшее, конечно, влияние и на последующие эпохи.

2 В.М. Алексеев. Актеры-герои на страницах китайской истории. – В.М. Алексеев. Китайская литература. М., 1978, с.359361. Интересный материал о Ни Хэне содержится и в «Баопу-цзы» Гэ Хуна, вся 47-я глава «внешней» части которого посвящена Ни Хэну. См.:  (Гэ Хун. Баопу-цзы. – «Корпус философской классики»). Т. 8. Шанхай, 1954, с.188-189.

3 Из последних работ по даосизму см.: Facets of Taoism. Ed. By H. Welch and A. Seidel. New Haven, 1979; Дао и даосизм в Китае. М. 1982. См. также Е.А. Торчинов. Даосизм и китайская культура: проблема взаимодействия (по зарубежным исследованиям). – «Народы Азии и Африки», 1982, №2, с.155-168, особ. С. 163-165.

4 См., например: T.L. Davis, Ch’en Kuo-fu. The Inner Chapters of Pao P’u tzu. – «Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences». 1941, vol.74, № 10; A. Forke. Gesghichte der mittelalterlichen chinesische Philosophie. Hamburg, 1934.

5 Л.Е. Бежин вслед за Н. Сивином датирует жизнь Гэ Хуана 283-343 годами. См.: N. Sivin. On the Pao P’u tzu nei p’ien and the Life of Ko Hung (283-343). – «Isis». 1969, № 60, p. 388-391, однако, в советской науке общепринятыми датами жизни Гэ Хуана являются 284-363 гг. Об этом следовало хотя бы упомянуть.

6 См.: M. Strickmann. On the Alchemy of T’ao Hung-Ching. – Facets of Taoism, p. 123-192, особ. P. 168-169

7 Например, следующие исследования: E. Balazs. Political Philosophy and Social Crisis at the End of the Han Dynasty.  – Chinese Civilization and Bureaucracy. Ed. By A.F. Wright. New Haven, 1964, p. 213-225; idem. Nihilistic Revolt or Mystical Espapism. Currents of Thought in China during the Third Century. A.D. – Ibid., p. 226-254; R.B. Mather. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties. – «History and Religions». 1969/1970, vol. 9, № 2-3, p. 160-180; E. Zurcher. The Buddhist Conquest of China. Leiden, 1959.

8 Л.Е. Бежин. Се Линъюнь. М., 1980

9 Чжу Чжэньлу, Чжэн Дасинь. Лунь Вэй, Цзинь, Наньчао мэньфа ши-цзу ды синчэн (О формировании аристократии в эпоху Вэй, Цзинь и Южных династий). – «Синьхуа хюэбао». 1979, № 3, с. 99.

10 см.: Ngo Van Xuet. Divination, magie et politique dans la Chine Ancienne. P., 1976, p.87.

 

В. Малявин со своим учителем, одним из руководителей даосского Монастыря Белых Облаков в Пекине Цао Синьи

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *