Еще об отношении боевых искусств к религии на Востоке 12


В.В. Малявин.  Несколько слов в продолжение разговора об отношении боевых искусств к религии на Востоке.

Полезно поставить дискуссию в рамки определенной типологии соотношений мирского и религиозного начал. Можно выделить следующие основные типы:

A. Параллельное существование обоих начал, «града земного» и «града небесного», составляющих некую иерархию. Таковы католицизм, отчасти православие, буддизм Теравады. Бытие этого типа – синусоида исторической катастрофичности, история «потерянного и обретенного рая» как последовательного умаления (секуляризации) божественного, которое завершается внезапным обращением к небесному совершенству. Общественная практика здесь предстает как служение божественному, но в своем роде самостоятельное, руководствующееся критериями практической эффективности. Так рыцарь служит Богородице, полагаясь на свое ратное мастерство. Одним словом, «на Бога надейся, а сам не плошай».

B. Слитность божественного и земного, удерживаемое ритуальной практикой с ее символическим миропониманием. Она может доходить до полного  поглощения быта ритуалом. Это тип общества «правильного действия», пронизанного чувством неотменяемой близости божественного присутствия и описываемого известной поговоркой: «живем, как у Христа за пазухой». Таковы архаические социумы, монофизитство. Православие в качестве «бытового исповедничества», ислам, ламаистская теократия.  История подменяется здесь отношением неопределенной близости между земным и небесным мирам, что дает возможность как их внезапного схождения, так и жесткого противостояния. Китай дает наиболее утонченный и устойчивый пример такого типа: в китайской традиции действие сводится к всеобщему и все предвосхищающему «недеянию», покою как символу движения. Тем самым снимается дилемма субъекта и объекта.

C. Исключительная ориентация на веру в ущерб быту: «общество правильного мнения», живущего по принципу: «trust in God and keep your powder dry». Данный тип открывает простор для модернистской рационализации общества. Ему соответствует протестантизм в Европе, секуляризированные формы буддизма и даосизма (посттрадиционные секты) на Дальнем Востоке, обновленческие толки в исламе, а в России, пожалуй, старообрядцы-беспоповцы.

Шаолиньский монастырь - колыбель боевых искусств и чань-буддизма

Шаолиньский монастырь — колыбель боевых искусств и чань-буддизма

В Китае, как уже говорилось, была выработана самобытная и жизнеспособная форма смычки, преемственности небесного и земного начал, позволявшая совместить все три типа религиозных традиций. Эта преемственность характеризуется следующими чертами:

1. Идея всеединства всего сущего и универсальности истины как неизъяснимой, одновременно интуитивно постигаемой и представленной в сверхличном жизненном укладе. Эта истина обозначалась понятиями «великого Пути», «одного принципа», «одного ци», «одного сердца», но также «одного превращения». В этом качестве она пребывает вне себя, являет собой «пустоту» и «самоотсутствие». Такова же судьба китайских религий: китайцы в конце концов (начиная с формирования системы религиозного синкретизма в начале Средневековья, но особенно с появлением буддизма чань) пришли к утверждению, что истина религий пребывает вне их исторических форм.  С точки зрения классического богословия и философии Запада этот взгляд действительно является только декларацией, если не явной нелепостью. Зато ему гораздо ближе, например, «метафизика процесса» А.Уайтхеда с ее понятием «двухполюсного бога».

2. При очевидном несходстве целей даосской медитации и боевых искусств и не менее явных различиях в их практике и толковании традиционных понятий, высшей целью боевых искусств «внутренних школ» объявлялось достижение все той же «пустоты и небытия», единение с «Дао мудрецов и достойных мужей», «преданием небожителей и будд» (слова мастера школы Багуачжан Чэн Тинхуа). «Внутренние школы» ушу переняли известный в даосской медитации принцип «возвратного движения в пространстве срединности» (формула Чжан Саньфэна), что служило теоретическим обоснованием для известной установки: «применяй волю, а не физическую силу». Знаток «внутренних школ» Сунь Лутан прямо уподоблял ступени мастерства в школе Синъицюань этапам совершенствования в религиозном даосизме: фаза «проявления силы» соответствует у него физическим упражнениям или «выпрямлению» себя, что равнозначно превращению «семени» в ци; «сокрытие силы» соответствует возгонке ци в дух (работа по сфере с целью безупречного соответствия с внешним миром); «превращение силы» означает умение действовать посредством «духа и воли». Вообще совершенствование во «внутренних школах» является для Сунь Лутана аналогом «трех стадий и девяти поворотов» в «духовной алхимии» даосизма.

В свете сказанного следует внимательно отнестись к замечанию С.Макфарлейна о метафорической природе языка в буддизме и, добавлю, всей китайской традиции. Мы имеем дело с очень непривычной для европейца ситуацией, когда разные суждения имеют характер иносказаний, но отсылают друг к другу и друг друга проясняют, образуя как бы бесконечно разрастающуюся глоссаллалию неизреченной темы, подобно тому, как все внешние образы («тени») указывают на присутствие сокровенного света истины. Китайцы охотно признают или, если угодно, им нравится думать, что, если люди судят по-разному, то молчат они об одном и том же. Именно поэтому каждый свободен говорить по-своему.

Облака на небе непрерывно меняют цвет и форму. А человек, говорили в Китае, призван «завершать работу Неба». Мы можем силой воображения, а по-китайски – сокрытого «движителя жизни» составлять из облачного потока самые чудесные картины. Мы можем увлечься своим человеческим миром. В этом нет бытийной катастрофы. «Человек удаляется от Пути, а Путь не удаляется от человека». Но правду постигнет тот, кто «оставит» облака и вернется к истоку своего опыта – чтобы, по утверждению даоса 18 в. Лю Имина, в этом пределе духовной сосредоточенности и возвратного движения «превзойти Небо и не сковывать себя силами Инь и Ян»: ????, ????????????.

[important title=»К началу обсуждения»]Об отношении боевых искусств к религии на Востоке[/important]