Возвращение к Конфуцию 25


конфуцийВ доме величайшего мудреца Китая почти нет явных примет величия. Мы попадаем в небольшую усадьбу, немногим отличающуюся от обыкновенного крестьянского двора: широкие дворы в обрамлении глухих кирпичных стен, выстроившиеся друг другу в затылок три домика-павильона и скромные боковые пристройки. Большинство зданий здесь прежде служило семейными алтарями рода Кунов. Никаких излишеств, никаких претензий. Вся усадьба от ворот до задворок демонстрирует верность ее обитателей не одной личности, а всему исконно народному укладу жизни. Правда, есть и памятники, напоминающие непосредственно об Учителе Куне. У главных ворот возвышается высеченная из беловатого камня статуя Конфуция в половину человеческого роста. Это не слишком изящное изделие неизвестного мастера – скульптура в Китае ценилась невысоко, и Китай не знал имен своих скульпторов – поставили здесь в том же XVIII столетии, в те времена, когда для китайцев древность оказалась, как никогда, недосягаемой, а желание лицезреть ее, как никогда, сильным. Подобно рисункам во Дворце Великого Свершения, статуя не претендует на воссоздание исторического облика Конфуция. Нарочито вежливая поза Учителя, его бесстрастное лицо с широко открытыми слепыми глазами не выдают и тайн его души. Видно, не зря китайцы с древних времен верили, что мудрее всех тот, кто лучше других умеет прятать свою мудрость…

Во дворике, где, как говорят, стоял домик Конфуция, сохранился колодец, из которого Учитель брал воду. В целом храме этот колодец, кажется, единственный настоящий осколочек того незапамятного времени. Рядом с колодцем – кусок стены Конфуциева дома, в котором, по преданию, две тысячи лет тому назад были найдены списки канонических книг, вышедшие из рук самого Конфуция. Стена нынче тоже музейный экспонат: она поставлена специально для того, чтобы представлять «ту самую» стену. А нам пора бы перестать удивляться мирному соседству вещей подлинных и мнимых в китайской культуре и учиться понимать, что в таком соседстве – ключ к познанию тайн китайской мудрости. К восточной стене храма Конфуция примыкает семейная усадьба потомков Учителя – обширный, насчитывающий дюжину дворов и десятки зданий архитектурный комплекс и уникальный в своем роде памятник цивилизации, завещанной Конфуцием. Поразителен уже сам факт существования непрерывной семейной традиции Конфуция на протяжении двух с половиной тысяч лет. Еще и в наши дни в Китае здравствуют прямые потомки – теперь уже в семьдесят восьмом поколении! – древнего мудреца. Сохранилась полная родословная этого досточтимого семейства. Сама же усадьба Кунов, помимо прочего, напоминает о том, что традиция Конфуция была прежде всего традицией семейной, что правда Конфуция каким-то образом неотделима от семейного быта и освящаемой этим бытом естественной преемственности поколений, что бессмертие Конфуция заключено в нескончаемости самого рода. И это тоже очень по-китайски: для китайцев истина не рождается в споре, она рождается в семье. Ибо что может быть более истинного, чем продление рода, возобновление себя в потомках?

Дом за домом, зал за залом усадьба Кунов раскрывает посетителю свои сокровища: ритуальное оружие и музыкальные инструменты, редкая мебель и одежда, картины и антиквариат и многое, многое другое. Есть даже прекрасный сад в классическом стиле: затейливая паутина петляющих тропинок и ручейков, укромные беседки, цветники и горки из камней. Ни один посетитель усадьбы не пройдет мимо уникальной семейной коллекции портретов Конфуция и его потомков. Разумеется, и здесь все портреты не столь уж древние: самые ранние относятся к XIV веку. Есть в усадьбе и богатое собрание ритуальных бронзовых сосудов, отливавшихся в Китае еще в начале I тысячелетия до н. э. Эти предметы вполне могли бы быть весточкой от самого Конфуция. Но и они появились здесь довольно поздно: их подарил все в том же XVIII веке один император, который, посещая дом Кунов, заметил, к своему огорчению, что бронзовые сосуды, стоявшие на семейном алтаре столь славного рода, были довольно-таки позднего происхождения и рука Учителя Куна не могла касаться их. Реликвиии храма и усадьбы Кунов – не единственное напоминание о жизни Конфуция в Цюйфу. В окрестностях города местные крестьяне охотно покажут вам невысокую, с отлогими склонами гору, скорее даже холм, где родился мудрец Кун. На горе стоит храм, построенный еще восемь веков тому назад, но главная тамошняя достопримечательность – это пещера, где, по преданию, Конфуций появился на свет. Когда-то там для пущей наглядности тоже стояла его статуя. Теперь статуи нет, пещера же сохранилась в целости и привлекает множество посетителей.

До сих пор мы знакомились лишь со следами жизни Учителя десяти тысяч поколений. Но мудрец завещает людям не только свою жизнь, но и свою смерть, и она-то часто оказывается даже важнее его жизни. У восточной стены усадьбы Кунов начинается дорога к могиле Конфуция. Необычайно широкая и ровная, с вымощенным камнем центральным трактом для царственных и сановных гостей, она ведет прямо на север через северные ворота крепостной стены Цюйфу, городские посады и поля примыкающих к городу деревень. Очень скоро она упирается в высокие ворота, охраняемые парой свирепого вида каменных львов. Это вход в так называемый Лес Кунов – семейное кладбище потомков Конфуция. Здесь же могила Учителя Куна. Лес Кунов – это действительно целый лес разных благородных деревьев и притом, наверное, единственный крупный оазис растительности в этом давно уже безлесном краю. Здесь жители окрестной равнины имеют редкую возможность слушать шорох ветра в соснах и шум дождя в густой листве, любоваться зеленой травой и осенним листопадом. По странной игре судьбы, последний приют человека, завещавшего превыше всего ценить культуру, стал для его потомков одним из немногих мест, где человек имеет возможность прикоснуться к жизни природы…

Дорога к могиле Конфуция представляет собой гениальный пространственный образ приближения к святыне. Мы входим в сокровенный, внутренний и, следовательно, интимно-священный мир (этот лес-кладбище опоясан глухой стеной), который выявляется, вырастает непосредственно из движения в пространстве. Тонкий вкус китайцев исключил присутствие в мемориале Конфуция даже малейшего налета помпезности, немедленно умертвившей бы саму идею смыкания культуры и природы, должного и естественного. Вместо вульгарной декларативности геометрически-строгих форм и монументальных пропорций нам открывается умелое сочетание порядка и отклонения от нормы, единства и разнообразия, оповещения и умолчания. Миновав Смотровую башню, с вершины которой открывается вид почти на весь Кунский лес, мы идем по аллее, сбегающей к небольшому ручью. Среди деревьев повсюду виднеются холмики и надгробные плиты над могилами потомков Учителя Куна. Но, чтобы попасть к могиле Первого Предка, нужно свернуть на скромную боковую дорожку и перейти через ручей по узкому мостику. За ручьем новая аллея ведет вверх к храму, где раньше совершали жертвоприношения Конфуцию. Аллея обсажена могучими кипарисами, по обе стороны выстроились каменные изваяния фантастических зверей и прислуживающих чиновников. Перед павильоном стоит огромный чан для возжигания благовоний.

Конфуций


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 мыслей про “Возвращение к Конфуцию

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • BrianbEarE

    [url=http://www.globalstationwr.com/Servicios/base.php?w=Viagra-Pour-Femme-En-France,Acheter-Viagra-En-Pharmacie,Viagra-50mg-Prix-218.html]Viagra Pour Femme En France[/url]
    Handle your danger. You will always find gonna be failures, and you need to be set up to minimize these loss. Experiencing stop-deficits set up will prevent a losing trade from operating until finally you’ve misplaced almost everything. Great danger administration will mean the main difference between a marketplace downturn destroying you and basically wrecking the day.
    [url=http://www.sandspringapts.com/images/menu.php?a=Cheap-Kamagra-Paypal-Cialis-Singapore-Buy-Kamagra-Oral-Jelly-74/]Cheap Kamagra Paypal[/url]
    Rebalance your stock portfolio quarterly. In the event you began with an 80/20 mix of stocks and bonds, the stocks will more than likely outpace the connections, allowing you 90/10. Rebalance to 80/20 so that you can reinvest your supply income into bonds. This way you continue even more of your earnings more than the long term. Also rebalance among carry areas, so that developing areas can gasoline purchasing prospects in bear routine businesses.
    [url=http://www.en.xn--mgbz4cf.com/scripts/juispy.php?k=Cialis-Generika-Kaufen-Deutschland-Cialis-Preis-Cialis-Rezeptfrei-Deutschland-68]Cialis Generika Kaufen Deutschland[/url]
    If you’re experiencing stressed, look at trying out martial arts. Not only can martial arts give you an outlet for virtually any pent up rage or anxiety, but it will educate you on to target your body and mind. You’ll understand great ways to control stress and also to obvious your mind. It’s also loads of fun and can be quite a bust from your entire daily life.
    [url=http://www.appnicity.com/img/border.asp?taaa=169]Viagra På Nätet[/url]