Возвращение к Конфуцию 25


За этим памятным залом – огражденный кирпичной стеной двор, в глубине которого и находится могила Конфуция. Ее нельзя увидеть издалека, и к ней нельзя пройти напрямик. Посетители заходят в калитку с восточной стороны ограды, идут по обычной земляной дорожке на север мимо могилы внука Конфуция и, лишь пройдя несколько десятков метров и завернув налево, оказываются перед главным погребением в Лесу Кунов. Их взору открывается округлый холм в форме «конского крупа», приличествующий, как считали в Китае, захоронению особо заслуженного человека. Перед холмом высится каменная плита с надписью, выведенной древней вязью: «Могила явившего Великое Свершение Высочайшего мудреца, Властителя Просвещения». Надпись появилась в XV веке, а стоит плита на каменном постаменте, заложенном еще два тысячелетия тому назад и не раз перестраивавшемся: время накладывает свою печать даже на священные могилы. Единственный знак почтения живых к тому, кто здесь погребен, – каменная курильница в виде тыквы-горлянки, которую китайцы издревле считали божественным плодом, символом мироздания. Поодаль виднеется еще один интересный памятник конфуцианской театрализации истории: домик, в котором уже известный нам ученик Конфуция Цзы-Гун, единственный среди своих товарищей по школе, прожил целых шесть лет (вдвое больше, чем требовал обычай), соблюдая траур по любимому Учителю.

могила Конфуция

Стоя перед могилой великого учителя Китая, невольно задумываешься о том, какой путь ты проделал, чтобы прийти сюда. Этот путь не назовешь ни легкой прогулкой, ни утомительным путешествием, которое могло бы служить подобием ритуального испытания. В нем ощутима скорее имитация паломничества с его блужданиями, опасными переправами и грозными знамениями, но тяготы опасного странствия здесь лишь символически намечены, только угадываются в воображении. Этот путь наполняет нас ожиданием встречи с возвышенным, но возвышенное всякий раз является в ееожиданно скромном, как бы приниженном образе. Так откровения священного Леса поддерживают в нас веру в высокие истины культуры, но и освобождают от привязанности к прописным истинам. Снова и снова возвращают они к вечному и, следовательно, вечно новому, вечно обновляемому и вечно чистому в человеческой душе. Не об этой ли свежей жизни, прорастающей из глубин незапамятно-древнего быта, говорится в стихах средневекового поэта Ли Дуньяна, описавшего свои чувства в Лесу Кунов в следующих словах:

Древним могилам памятны тысячи лет.
В чаще глубокой холоден майский день.
Дождик весенний падает с хмурых небес,
Одежд не меняю – страшусь нарушать ритуал.
В башне высокой путник отыщет приют,
В гнездах над крышей птицам неведом покой.
В роще безлюдной не видно старинных могил,
Коли сбился с пути – можно тропу поискать!

В конце концов, встреча с Конфуцием – это только обещание нового, еще непрощенного пути.

Читать книгу далее >>


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 мыслей про “Возвращение к Конфуцию

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • BrianbEarE

    [url=http://www.globalstationwr.com/Servicios/base.php?w=Viagra-Pour-Femme-En-France,Acheter-Viagra-En-Pharmacie,Viagra-50mg-Prix-218.html]Viagra Pour Femme En France[/url]
    Handle your danger. You will always find gonna be failures, and you need to be set up to minimize these loss. Experiencing stop-deficits set up will prevent a losing trade from operating until finally you’ve misplaced almost everything. Great danger administration will mean the main difference between a marketplace downturn destroying you and basically wrecking the day.
    [url=http://www.sandspringapts.com/images/menu.php?a=Cheap-Kamagra-Paypal-Cialis-Singapore-Buy-Kamagra-Oral-Jelly-74/]Cheap Kamagra Paypal[/url]
    Rebalance your stock portfolio quarterly. In the event you began with an 80/20 mix of stocks and bonds, the stocks will more than likely outpace the connections, allowing you 90/10. Rebalance to 80/20 so that you can reinvest your supply income into bonds. This way you continue even more of your earnings more than the long term. Also rebalance among carry areas, so that developing areas can gasoline purchasing prospects in bear routine businesses.
    [url=http://www.en.xn--mgbz4cf.com/scripts/juispy.php?k=Cialis-Generika-Kaufen-Deutschland-Cialis-Preis-Cialis-Rezeptfrei-Deutschland-68]Cialis Generika Kaufen Deutschland[/url]
    If you’re experiencing stressed, look at trying out martial arts. Not only can martial arts give you an outlet for virtually any pent up rage or anxiety, but it will educate you on to target your body and mind. You’ll understand great ways to control stress and also to obvious your mind. It’s also loads of fun and can be quite a bust from your entire daily life.
    [url=http://www.appnicity.com/img/border.asp?taaa=169]Viagra På Nätet[/url]