Возвращение к Конфуцию 25


Сам храм – творение непростое, даже изысканное. Композиция есть композиция: тут и лейтмотив, и вариации, и нюансы, и смена регистров, и разноголосица стилей. Хоровод зданий, беседок, галерей, курильниц, каменных стен рождает впечатление летучего и все же компактного, внутренне определенного единства, беспорядка, в котором угадывается lействие свободного и освобождающего духа. Секрет китайской традиции, воплотившийся с особой полнотой в традиционной архитектуре Китая, есть не что иное, как неуклонное уклонение от всякого наличного порядка и даже беспорядка. К этому невозможно привыкнуть. Этому нужно учиться всю жизнь. Видно, не зря Конфуций был первым в Китае, кто объявил учение главным и постоянным делом всей жизни. А посетитель храма? Ему предстоит пройти несколько почти одинаковых дворов, разделенных все такими же красочными воротами и храмами-павильонами, которые так похожи друг на друга, что сначала кажутся образчиком какого-то экзотического типового домостроения, но при ближайшем знакомстве обнаруживают множество индивидуальных особенностей. Эти здания увековечивают  разные стороны жизни Конфуция и его духовные заветы. Вот зал, прославляющий книги и литературный труд. Когда-то он служил книгохранилищем. Необычно для храма, но неудивительно в Китае, где не кто иной, как Учитель Кун, поставил книжные занятия и книжное наследие на высоту подлинного культа. Вот павильон, воздвигнутый в честь матери Конфуция, но почему-то не его отца. Есть здания, посвященные жене и сыну Конфуция, его любимым ученикам. Но самое почетное место отведено Дворцу Великого Свершения, перестроенному в последний раз в середине XVIII столетия. Название дворца говорит само за себя, хотя, конечно, и тут не обошлось без книжного намека – на сей раз на высказывание о Конфуции уже упоминавшегося философа Мэнцзы. Эти здание и ворота, к нему ведущие, выделяются каменными колоннами, которые украшены изумительной красоты разьбой: вдоль колонн сверху донизу вьются змееподобные тела драконов, пронзающих облака. Мастерски переданная резчиками игра пластических форм, внутренняя упругость напрягшегося в полете тела создают впечатление необычайной глубины рельефа, проникновения во внутреннюю жизнь материала, и этот эффект объемности живой плоти еще более усиливается благодаря  округлостям колонн и падающим сбоку лучам солнца. Этот поразительный союз рельефа и скульптуры – превосходная иллюстрация Конфуциева откровения как присутствия недостижимой глубины на поверхности, небесной бездны – в земной тверди, фантастики – в естестве материала.

Конфуций, музей Конфуция

Еще одна достопримечательность Дворца Великого Свершения – собрание выгравированных на каменных плитах сцен из жизни Конфуция. Говорят, они были созданы еще в VII веке знаменитым художником У Даоцзы. Рисунки, числом более сотни, занимают весь огромный зал и нынче упрятаны под стекло. Выполнены они в живой и динамичной манере, но не слишком тщательно, местами как бы с небрежностью уверенного в себе мастера. Перед нами скетчи, вызванные к жизни по-детски наивным желанием созерцать воочию образы, преподанные в слове. Их назначение – не открывать и удивлять, а подтверждать известное, приуготовлять чаемое. Мы оказываемся в мире подлинно жизненной легенды, сказочной были. Картинки добросовестно воспроизводят действительные события, но рисовальщика не интересовала их историческая достоверность. Конфуций носит халаты и пишет кисточками, каких еще не было в его времена, отрастил длинную бороду, будучи двадцати лет от роду, и т. д. Жизнь величайшего Учителя обозначена здесь пунктиром анекдотических ситуаций, настолько хорошо всем известных, что они выписаны с какой-то непроизвольной фамильярностью. Не следует видеть в этом вызов или насмешку. Просто жизнь и мудрость Учителя десяти тысяч поколений слишком глубоко и органично вросли в быт его потомков и преемников. Не следовало бы забывать и о разнице в восприятии курьезов из жизни кумиров «своих» и «чужих». Если для нас анекдоты о мудрецах других народов служат чем-то вроде лупы, которая позволяет нам разглядеть неприметные, но важные черты малопонятной нам жизни, то для людей им близких те или иные штрихи характера, жизненные эпизоды, памятные жесты – почему бы и не курьезные? – составляют заданный самой жизнью образ Учителя. Ну а налет фамильярности не обязательно означает пренебрежение приличиями. Может быть, как раз наоборот: непоколебимое доверие к высокочтимому наставнику и преданность ему.

Конечно, невозможно представить себе храм Конфуция – как и любой другой китайский храм – без всякого рода вспомогательных сооружений: всех этих павильончиков и беседок, миниатюрных ворот и лестниц, дорожек, вымощенных плитами и гравием, курильниц и, конечно же, каменных стел с памятными надписями и по-восточному пышными славословиями. В храме родоначальника китайской книжности этих надписей особенно много, и они образуют целые галереи. Но есть в храме Конфуция и необычные достопримечательности. В самом центре двора перед Дворцом Великого Свершения стоит беседка, именуемая Абрикосовым алтарем. По древнему преданию, так называлось то место, где Конфуций любил наставлять своих учеников. Время давно стерло следы этой импровизированной школы, существующая же беседка была воздвигнута по приказу императора в XI веке. Но кому из посетителей храма Конфуция еще и сегодня не хочется думать, что именно здесь, сидя в тени давно сгинувшего абрикосового дерева, первый мудрец Китая дал жизнь своей неувядаемой традиции?

В том же дворе, в двух десятках шагов от Абрикосового алтаря, еще одно диво: обнесенный каменной оградой могучий кипарис, о котором стоящая рядом каменная плита сообщает: «Кипарис, собственноручно посаженный Учителем Куном». Неужели правда? Неправда, но очень правдоподобно. По свидетельству древних, тут когда-то росли целых три кипариса, действительно посаженных самим Конфуцием. Два дерева погибли от молнии или пожара спустя пять-шесть веков после смерти Конфуция, третье, прожив сполна свой срок, засохло позднее. Тогда-то на его месте снова посадили кипарис, и в наши дни этот тысячелетний исполин все еще красуется живым памятником древнему мудрецу. Кто знает, может быть, он и вправду выглядит точь-в-точь как его предшественник, посаженный Учителем Куном? Рисунки в зале Великого Свершения, Абрикосовый алтарь, кипарис Конфуция принадлежат к числу тех памятников, которые не просто «напоминают» о прошлом, но как бы непосредственно, физически воссоздают мир прошлого, даже если этот мир дается нам только в воображении. И люди охотно помогают воображению стать реальностью. Как только утихли антиконфуцианские страсти времен «культурной революции», храм Конфуция стал местом проведения красочных праздников. Теперь их устраивают каждый год в конце августа. В день праздника процессия местных жителей в костюмах чиновников и воинов императорской эпохи торжественно возносит жертвы величайшему Учителю Поднебесного мира. Под оглушительные удары гонгов и стоны цимбал актеры в причудливых костюмах, с пиками и дротиками в руках исполняют танцы, которые, кажется, мог видеть сам Конфуций.

И в воздухе, напоенном благовониями и сладковатым ароматом кипарисовой хвои, звучат слова древних песнопений, которыми в старину сопровождались молебны Конфуцию:

О, сколь велик Учитель Кун!
Ведом ему вселенский путь вещей,
Он телом стал одним и с Небом, и с Землей.
О, Наставник десяти тысяч поколений!
Знамение благое: шелк на роге единорога,
Возвышенный напев исторгнут струны и металл,
Луна и солнце льют неугасимый свет,
Земля и небеса полны блаженной радости

Но, пожалуй, самый волнующий уголок храма находится в его восточном приделе, в стороне от шумных представлений, гуляющей толпы и архитектурных достопримечательностей. Это дом самого Конфуция. Не настоящий, конечно, и все же, подобно прочим следам Конфуциевой жизни, быть может, совсем как тот, настоящий…


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 мыслей про “Возвращение к Конфуцию

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • BrianbEarE

    [url=http://www.globalstationwr.com/Servicios/base.php?w=Viagra-Pour-Femme-En-France,Acheter-Viagra-En-Pharmacie,Viagra-50mg-Prix-218.html]Viagra Pour Femme En France[/url]
    Handle your danger. You will always find gonna be failures, and you need to be set up to minimize these loss. Experiencing stop-deficits set up will prevent a losing trade from operating until finally you’ve misplaced almost everything. Great danger administration will mean the main difference between a marketplace downturn destroying you and basically wrecking the day.
    [url=http://www.sandspringapts.com/images/menu.php?a=Cheap-Kamagra-Paypal-Cialis-Singapore-Buy-Kamagra-Oral-Jelly-74/]Cheap Kamagra Paypal[/url]
    Rebalance your stock portfolio quarterly. In the event you began with an 80/20 mix of stocks and bonds, the stocks will more than likely outpace the connections, allowing you 90/10. Rebalance to 80/20 so that you can reinvest your supply income into bonds. This way you continue even more of your earnings more than the long term. Also rebalance among carry areas, so that developing areas can gasoline purchasing prospects in bear routine businesses.
    [url=http://www.en.xn--mgbz4cf.com/scripts/juispy.php?k=Cialis-Generika-Kaufen-Deutschland-Cialis-Preis-Cialis-Rezeptfrei-Deutschland-68]Cialis Generika Kaufen Deutschland[/url]
    If you’re experiencing stressed, look at trying out martial arts. Not only can martial arts give you an outlet for virtually any pent up rage or anxiety, but it will educate you on to target your body and mind. You’ll understand great ways to control stress and also to obvious your mind. It’s also loads of fun and can be quite a bust from your entire daily life.
    [url=http://www.appnicity.com/img/border.asp?taaa=169]Viagra På Nätet[/url]