Возвращение к Конфуцию 25


Пролог к книге Владимира Малявина

Конфуций

Чтобы встретиться с Конфуцием, не обязательно отправляться в мир книг и преданий – мир бесплотных идей и летучих фантазий. Еще и сегодня каждый может прийти к порогу дома Конфуция и прикоснуться к вещественным следам жизни древнего мудреца, постоять в тени Учителя…

В глубине Китая, среди раскинувшейся за Желтой Рекой бескрайней равнины, расчерченной квадратиками полей, изрезанной неширокими речками и ложбинами, а кое-где дыбящейся цепочками холмов, лежит городок Цюйфу. Въезжающий в него путник, устав от однообразного равнинного пейзажа, поначалу, наверное, не заметит в нем никаких особенностей, которые отличали бы его от сотен таких же провинциальных городов этой китайской глубинки. Те же пыльные улицы, обсаженные тополями и липами, те же приземистые дома за глухими глинобитными стенами, те же однообразные бетонные коробки новых зданий. Но неожиданно взору откроется резной белокаменный мостик, потом покажется украшенный ярким орнаментом дом в старинном стиле, потом еще один… А в центре города приезжего встречает целая крепостная стена, да такая могучая, такая настоящая до последней трещинки в потемневших от времени кирпичах, какую нынче редко увидишь в Китае. За стеной два знаменитых на весь мир исторических памятника: храм Конфуция и семейная усадьба Кунов – родовое гнездо потомков первого китайского мудреца. Цюйфу – родной город Конфуция. Здесь Конфуций прожил большую часть своей жизни, здесь он похоронен.

Идти в гости к Конфуцию – значит возвращаться к истокам трехтысячелетней традиции, погружаясь в толщу ее потаенного, символического тела, наросшего за много столетий на наследии Учителя Куна, как могучая сосна вырастает из крохотного семени. Проходя анфиладой ворот и залов храма Конфуция, словно спускаешься к прочно вросшим в почву народного быта корням этого могучего древа культуры. В неувядающем саду традиционных символов есть свои указательные знаки. Их роль выполняют всевозможные надписи на воротах, стенах, каменных плитах и экранах. Эти надписи набрасывают на физический мир сложную паутину смысловых ассоциаций, как бы укореняя, заземляя жизнь культуры в жизни природы.

Родовое гнездо Конфуция в ЦюйфуУже крепостные ворота Цюйфу хранят в себе благодарную память о Конфуции. Вверху на них начертано большими красными иероглифами:  «Стена в десять тысяч саженей». Надпись эта напоминает об остроумном высказывании близкого ученика Конфуция по имени Цзы-Гун. Однажды некий его знакомый заявил, что Цзы-Гун умом и образованностью превосходит даже своего учителя, и тогда Цзы-Гун заметил в ответ: «Мудрость человека можно уподобить стене. Моя стена не выше человеческого роста, и потому каждый без труда разглядит все, что за ней находится. А мой Учитель подобен стене высотой в несколько саженей. Кто не сможет отыскать в ней ворота, никогда не узнает, какие прекрасные храмы и дворцы скрыты за ней». Позднее почитатели Конфуция сочли, что сравнивать величайшего мудреца с оградой всего-навсего в несколько саженей не очень-то прилично, и за мудростью Конфуция закрепилось прозвище «стена в десять тысяч саженей». Ну а надпись на крепостных воротах Цюйфу (сделанная, кстати, рукой императора, жившего в XVIII веке) как нельзя более наглядно показывает, что такое «высокие стены» Конфуциевой премудрости и врата в нее. За воротами крепости топчет камни древней мостовой гуляющая публика, плывут в воздухе острые ароматы местной кухни, и слышатся пронзительные крики торговцев. На Востоке в святом месте не обойтись без базара… По традиции, к воротам храма ведет ажурный каменный мостик, переброшенный через искусственный ручей, а по обоим берегам ручья, словно в почетном карауле, выстроились рядами благородные кипарисы. За мостом высится каменная плита, выбитые на ней полустертые иероглифы приказывают: «Служилые люди и прочие на этом месте слезают с коней». Говорят, в старое время тут спешивались даже императоры: никто из живущих на земле не мог войти в дом Учителя иначе как на  собственных ногах.

Но вот и ворота в храм – массивные, каменные, с лихо загнутыми вверх карнизами, украшенными фигурками драконов. Их построили, по китайским понятиям, совсем недавно – в 1730 году и присвоили несколько громоздкое название: «Врата мудреца, соответствовавшего времени». Перед нами, конечно, очередная дань литературной традиции. От нас требуется вспомнить суждение известного конфуцианца древности Мэн-цзы, который назвал Конфуция «мудрецом, соответствовавшим времени». За воротами мудреца, знавшего, чего хочет время, стоят еще одни ворота – на сей раз деревянные, покрытые красным лаком и все той же зеленоватой черепицей. Их зовут «Вратами Расширения Пути» (намек на известную фразу Конфуция: «Человек расширяет путь, а не путь человека»). Эти ворота немного старше первых. Они были воздвигнуты в середине XIV века и до XVIII столетия служили внешними воротами в храм. И, наконец, мы проходим через третьи по счету ворота – «Врата Великой Середины», построенные еще в XII веке. Вот так за многовековую историю китайского царства храм Конфуция оказался окружен как бы тройной оградой, и, минуя этот тройной заслон, мы словно наяву возвращаемся во времена седой древности – времена великих мудрецов и героев.

Ворота в музей Конфуция

Миновав Тысячесаженную стену, отделяющую нетленный мир Конфуциевых идеалов от бренной повседневности, мы, к нашему удивлению, не увидим ни величественных храмов, ни роскошных дворцов, достойных памяти величайшего из мужей. Не следует считать это знаком неуважения к Конфуцию. Монументальной архитектуры в Китае, в сущности, и не было. Честолюбивые правители в этой стране должны были зарабатывать себе бессмертие не сооружением грандиозных зданий, а совершенствованием в добродетели. Что же касается дворцов и храмов Китая, то все они, не исключая и храма Rонфуция, представляют собой ансамбль небольших по размеру, простых по конструкции деревянных строений с одним просторным залом, что делает их больше похожими на павильоны. В этих ансамблях, как в любой композиции, есть свои акценты, но нет одного-единственного неподвижного центра, одного принципа, подчиняющего себе все архитектурные элементы, одной «истинной» перспективы. Перед нами развертывается пространство, не подчиняющееся абстрактным геометрическим законам; пространство, неотъемлемым свойством которого становится время. Как и в любой композиции, однако, нам дается некий общий принцип устроения частей: основные постройки располагаются одна за другой вдоль центральной оси храмового комплекса в направлении с юга на север. Ведь на севере мерцает Полярная звезда – точка схода мирового круговорота и небесный знак державной власти. Чем дальше на север, тем величественнее здания, богаче их убранство: мы движемся к святыне мироздания. А путь наш есть на самом деле проекция на плоскость восхождения ввысь: шагая по земле, мы поднимаемся в небеса. Нужно быть китайцем с трехтысячелетним опытом цивилизации за плечами, чтобы находить удовольствие в этой безобидной игре глубины и поверхности. И притом игре невидной: все здания имеют одинаковую высоту, ведь небо повсюду одинаково удалено от Земли.


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

25 мыслей про “Возвращение к Конфуцию

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

    • Andrey Novikov

      Вы ошибаетесь, Всеволод. Где сейчас Мао и где Конфуций? Книжки первого можно найти разве что в дальнем углу больших магазинов в Пекине, зато Конфуция читают везде, только в Озоне два десятка книг на эту тему. Так-что старик Кун -это зеркало нашей эпохи, вернее один из причалов, куда в поисках отдохновения стремится уставшая от суеты человеческая душа

      • Всеволод Каринберг

        Андрей, я уважаю вашу привязанность к конфуцианству Малявина, но я читал Конфуция еще в переводе Л.Толстого с подстрочника с англ. — не думаю, что моральные категории конфуцианства еще имеют влияние на дуалистическую картину современного мира…

        • Andrey Novikov

          опять ошиблись:) я совсем никак не привязан к конфуцианству, тем более Малявина, ведь он сам пишет и говорит что ему ближе даосизм. Да и к дуалистической картине мира не привязан совсем:) Кстати, к Конфуцию, по-моему, бегут именно от этой самой картины, не все конечно, но такие есть. а вот к коммунизму очередь не наблюдается, что здесь, что в Китае, я там учился почти 15 лет назад, затем жил подолгу, сейчас приезжаю каждый год, у меня там бизнес, так что имею некоторое представление изнутри

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • Всеволод Каринберг

    пустоту существования человека (жизнь и смерть ничем не отличается от животной участи) социум скрывает под сакральными — т.е. запретными для обсуждения императивами, — призывая в ритуалах поклоняться Предку, обычаям, коллективной морали, абсолютному превосходству Государства и его законам. Конфуций тоже аппелировал к ДАО, а вот даос Ян-чжу и волоска бы с голени не дал, чтобы спасти Поднебесную)): Дао же — это некий прорывной энтузиазм Сознания (как у Эразма из Роттердама) в пустоту существования…

    • Andrey Novikov

      эх Всеволод, Как я Вам сочувствую! Пока Вы считаете себя умом и телом, пустота будет всегда преследовать Вас. Но стоит забыть о том кем Вы себя считаете и направить внимание на пустоту без предубеждения, как Вы найдете в ней все, что делает Вас, Ваши ум и тело живыми. Собственно любая традиционная практика духовного совершенствования, нацелена на это. Остановить непрерывное воспроизводство образов в уме и перестать опираться на какой-либо образ, тогда можно увидеть мир и его Творца как есть, во всей бесконечности и бессмертности. Вы видимо импат, что можете чувствовать эту пустоту вне образов, могу порекомендовать вот эту практику http://sredotochie.ru/?page_id=793

      • Всеволод Каринберг

        Спасибо Андрей, что вы удосужились, ответить)))): мое даосское самокопание началось еще в далеком для вас 1973 году — о Творце ничего тогда не понимал, — как и сейчас не понимаю, http://proza.ru/2003/08/27-125 а после смерти матери — и о бессмертии ничего не слышал))): https://www.facebook.com/profile.php?id=100002820996464&ref=tn_tnmn

        • Andrey Novikov

          какой смысл в этом диалоге? При всем уважении к Вам посмотрите в зеркало — там просто Всеволод Каринберг, маленький и беззащитный перед Миром и Временем, как и Андрей Новиков и любой другой человек. Ведь если там Всеволод, то Богу где найти место с его невероятными качествами: бессмертностью, бесконечностью, беспечностью, благодатью и любовью?
          Тут без вариантов: либо Он либо «я». Мое, Ваше — вот рубикон, перейдя который автоматически решаются все проблемы, ведь тогда нет никого и противостоять некому. Есть только Бог, который в сообщительности ощущается как любовь. Но любовь есть только там где нет того, кто к ней стремится.

  • BrianbEarE

    [url=http://www.globalstationwr.com/Servicios/base.php?w=Viagra-Pour-Femme-En-France,Acheter-Viagra-En-Pharmacie,Viagra-50mg-Prix-218.html]Viagra Pour Femme En France[/url]
    Handle your danger. You will always find gonna be failures, and you need to be set up to minimize these loss. Experiencing stop-deficits set up will prevent a losing trade from operating until finally you’ve misplaced almost everything. Great danger administration will mean the main difference between a marketplace downturn destroying you and basically wrecking the day.
    [url=http://www.sandspringapts.com/images/menu.php?a=Cheap-Kamagra-Paypal-Cialis-Singapore-Buy-Kamagra-Oral-Jelly-74/]Cheap Kamagra Paypal[/url]
    Rebalance your stock portfolio quarterly. In the event you began with an 80/20 mix of stocks and bonds, the stocks will more than likely outpace the connections, allowing you 90/10. Rebalance to 80/20 so that you can reinvest your supply income into bonds. This way you continue even more of your earnings more than the long term. Also rebalance among carry areas, so that developing areas can gasoline purchasing prospects in bear routine businesses.
    [url=http://www.en.xn--mgbz4cf.com/scripts/juispy.php?k=Cialis-Generika-Kaufen-Deutschland-Cialis-Preis-Cialis-Rezeptfrei-Deutschland-68]Cialis Generika Kaufen Deutschland[/url]
    If you’re experiencing stressed, look at trying out martial arts. Not only can martial arts give you an outlet for virtually any pent up rage or anxiety, but it will educate you on to target your body and mind. You’ll understand great ways to control stress and also to obvious your mind. It’s also loads of fun and can be quite a bust from your entire daily life.
    [url=http://www.appnicity.com/img/border.asp?taaa=169]Viagra På Nätet[/url]