Ван Юнцюань о занятиях «мягкими руками»


 

 

 

 

 

 

Из книги Ван Юнцюань. Ян-ши тайцзицюань шучжэнь (Изложение истинного смысла тайцзицюань стиля Ян). Пекин, 1990.

«Мягкие руки» — жоу шоу – принятое в школе Ян название парных упражнений туйшоу

  1. В исполнении комплекса движений невозможно со всей точностью удостоверить, достигли ли мы полного единства духа, воли и ци, которое составляет основу мастерства в тайцзицюань. Проверить это можно, только благодаря опытному учителю. «Мягкие руки» — это лучший (едва ли не единственный) способ научиться «знать противника» (комплексы фигур позволяют лишь «знать себя»). А ведь, как гласит известная максима из трактата «Сунь-цзы», только когда знаешь и себя, и противника, никогда не изведаешь поражения.
  1. Основные требования к занятию «мягкими руками», согласно традиции: расслабленность, мягкость, сферичность (внутренняя полнота), подвижность, четкое разделение пустого и наполненного, одухотворенные превращения, следование конфигурациям силы противника, заимствование его силы, «свертывание себя, следование противнику», не нажимать и не терять контакта, не применять физическую силу и т.д. Нужно уметь «слушать» (чуять) противника, и это означает: «воля и ци, полагаясь на импульс (превращений) напрямую проникают в его центр.  Таков смысл «превращения (на поверхности – рассеивания) внутренней силы». Контроль над «источником внутренней силы» противника лишает его подвижности и не позволяет ему применить свои силу.
  1. Различие между 8 классическими способами удара состоит единственно в форме выражения и применения внутренней силы. Основа же их едина (это – «единый принцип» всех превращений. – В.М.). Внутренняя сила сама по себе – это «искусство», и последнее не имеет ни внешней формы, ни внутреннего образа. Действия же рук – это прием, который можно видеть. Искусство – это инь, прием – это ян. Испускание силы бывает двух видов: «фиксированное» или «покойное» и «подвижное». В первом случае поза статична, во втором мы находимся в движении. Усвоение испускания силы нужно начинать со статичного положения. Выброс силы в движении происходит в тот момент, когда нога опускается на землю.
  1. Тренируя «мягкие руки», нужно соблюдать полное соответствие между внешней позой и внутренним состоянием в категориях скручивания и растяжения. При отсутствии такого соответствия выбросить внутреннюю силу невозможно.
  1. В традиции момент выброса внутренней силы, который соответствует попытки противником применить свою силу, называется «бросать деньги на барабан». Имеется в виду, что кожа барабана пружинит, и монетки подпрыгивают со звяканием. Таково свидетельство вибрационной природы силы-цзинь. Последняя есть кумулятивная сила внутреннего натяжения и проявляется в мгновениях между растяжением и сжатием. Сжимаясь, мы привлекаем (вовлекаем в свою сферу) силу противника, и она «падает в пустоту». Растягиваясь, надо вбирать в себя тело противника. Сила здесь рождается как бы из упругости согнутого лука и не имеет никакого отношения к толканию.
  1. Нужно добиваться того, чтобы внутренняя сила ударяла прямо в фокус сферы противника.
  1. Взаимодействие с противником (помимо описанных в моей книге фаз. – В.М.) проходит следующие этапы: вслушивание, испытание (проверка результатов вслушивания), схватывание (контроль средоточия противника и подчинение его своим импульсам), «испускание» — нанесение удара во внутренний фокус противника. Предлагается половину применяемой противником силы рассеивать вовне, а половину возвращать ему.
  1. В точке контакта рука должна быть пустой, а «при контакте сила не должна заходить за запястье», т.е. нельзя пропускать силу противника дальше запястья. Другое правило гласит: «Избегай наполненного места, входи в его слабину, пустотой веди наполненность».
  1. Еще одно важное правило гласит: «нужна точка, а не плоскость», т.е. удар наносится только в одной точке на плоскости. Каждый раз при контакте рука должна быть максимально подвижна и ежемгновенно менять конфигурацию (не)контакта.  Есть правило: сторона ведет плоскость, т.е. контакт следует осуществлять «вскользь», «стороной».
  1. Когда противник положил свою руку на мою руку, надо уметь «опустошать локоть» (для этого направить волю в локоть). В таком случае его сила провалится в пустоту. Отсюда поговорка: «локоть пуст – все вокруг пусто». Однако нельзя допускать, чтобы ладонь была пуста, когда пуст локоть, т.к. это дает возможность противнику прорвать мою сферу. Ладонь должна следовать фазам контакта: смачивание, прилипание и т.д. (см. книгу).
  1. О правиле «сила исходит из спины». В момент контакта внутренняя сила проходит от копчика до шеи через «три заставы», разделяется на два потока и уходит в руки. Главный секрет здесь – проходимость заднего меридиана (вдоль позвоночного столба).
  1. Чувствительность от расслабления позволяет выполнить правило: «следуй его приходящей силе, вовлекай ее на большое расстояние». Еще одно правило о том же отсутствии конфронтации в расслаблении гласит: «Когда сила приходит, ей нельзя препятствовать, когда сила уходит, ее нельзя удерживать». Ван Юнцюань называет способность к такому опустошению «сравнительно высоким искусством».
  1. Сила извергается, как стрела слетает с туго натянутой тетевы. Когда испускаешь силу, кажется, что верхняя часть тела покоится на подвижном шаре, который вращается во всех направлениях. Но кроме этого чувства большого шара должно быть ощущение маленького шара в ладонях. Это достигается «одухотворенной живостью от расслабления». Об этот шарик в ладони рассеивается приходящая от противника сила. Нанося удар, мы как бы направляем этот шарик в центр сферы противника (один из главных секретов Ван Юнцюаня. – В.М.).
  1. Высший уровень применения силы – «хаотическое вращение сферы во всех ее измерениях», отчего все виды удара сливаются в единый удар.