Сунь Цуньчжоу. Что нужно знать изучающим внутренние школы кулачного искусства


             Помещенный ниже текст представляет собой обращение Сунь Цуньчжоу, сына знаменитого мастера «внутренних школ» ушу Сунь Лутана (Сунь Фуцюаня), к начинающим ученикам. Такого рода наставления особенно ценны для тех, кто начинает или пока только хочет заниматься ушу в России. Его фразеология служит хорошим введением в традицию «внутренних школ» боевых искусств. Наставление Сунь Цуньчжоу было опубликовано в сборнике воспоминаний об учителе Суне, изданном к его 110-му юбилею и приводится в книге известного мастера тайцзицюань Гао Чжуанфэя «Тысяча мыслей и сто вопросов о тайцзицюань» (Цяньсы байвэнь тайцзицюань). Пекин: Чжунго хайгуань, 2005.   

data_2016020600455800

           «В кулачном искусстве важно в следовании претворять обратное движение. Вести ци так, чтобы оно опускалось вниз, в движении искать покой, не давать духу растекаться вовне, тогда ци само по себе будет собрано, а дух покоен. Позы должны быть безупречно правильны, а дыхание – размеренно. Если в позах нет цельности, то и дыхание будет беспорядочным. Мастера былых времен говорили: «Во время занятий добивайся правильного дыхания и сосредоточенности духа через безупречное исполнение поз. Если поза выправлена, тогда и дыхание гармонично. А если в позе есть изъяны, то дыхание не будет покойным». И еще они говорили: «Кто хочет выглядеть эффектно, теряет основу в себе. Кто приукрашивает себя вовне, губит центрированность в себе». Эти слова начинающие должны всегда помнить и пуще всего избегать красивости в позах. Стоит лишь чуть-чуть поддаться этому соблазну, и окажешься на неверном пути. А тому, кто миновал это искушение, будет легко идти по правильной дороге. Кто решительно и упорно идет вперед по правильному пути, сможет добиться успеха.

             Занятия кулачным искусством требуют покоя сознания. Когда сознание покойно, воля сосредоточена, а когда воля сосредоточена, тогда все движения тела будут согласны с волей. Куда воля достигает, туда и сила приходит. Особенно важно знать, что источник всех телесных движений и изменения стоек находится в бедрах. Единое ци внутри и вовне скапливается в груди. Когда плечи расслаблены, ци само собой опускается вниз. Сила исходит из пяток, господин ее – в пояснице и в области таза, физическое же движение находится в плечах. Тело и конечности растягиваются и сжимаются, словно наталкиваются на преграду. В перемещениях вперед и назад не должно быть ни столкновений, ни разрывов (в контакте с противником. – Прим. пер.).

             На начальном этапе занятий надобно хорошо уяснить себе: не нужно быть ни слишком дерзким, ни чересчур уступчивым. Надо знать: хотя школа одна, формы движений у каждого свои. Хотя правила в школе едины, применяются они всегда по-разному. Поэтому каждую фигуру нужно прорабатывать самым тщательным образом. Не нужно стараться быть грузным, ибо, когда движения тяжеловесны, они неуклюжи. Не нужно стараться быть легким, ибо, когда движения легковесны, они поверхностны. В особенности же нельзя заниматься по отдельности дыханием и силой. Нужно стремиться к сбалансированному развитию всего тела.  У того, кто до конца следует принципам кулачного искусства, сила появляется сама собой. У того, кто привел к согласию внутреннее и внешнее, ци собирается и дух пребывает в покое сами собой. У того, кто достиг центрированности и прямизны в стойках, тело само собой оседает вниз. У того, кто обрел легкость и свободу духа и воли, тело само собой становится одухотворенно-легким. Поэтому ни в коем случае нельзя сводить искусство к разучиванию отдельных приемов. По прошествии долгого времени тело само собой станет сильным и здоровым, недуги уйдут и годы продлятся тоже сами собой. А потому предлагаю сегодня начинающим ученикам условиться вот о чем: отныне пусть каждый из вас понемногу идет вперед, тщательно соблюдая правила обучения. Пусть не все из вас станут знаменитыми мастерами, но вы, по крайней мере, не пойдете по ложному пути».

Перевод В.Малявина