Первое интервью с учителем Линем из Веньчжоу


Виктор Ширяев встретился с Линь лаоши и записал интервью, в котором наш Учитель рассказал о себе и своей методике “Сяояо цзяньшэнь фа”.  Этот текст мы прежде всего рекомендуем читателю, который интересуется китайскими оздоровительными практиками, внутренними стилями боевых искусств и цигун.

Виктор (В): Здравствуйте, Линь лаоши! Расскажите, пожалуйста, для начала, как вы начали заниматься цигун и воинскими стилями?

Линь лаоши (ЛЛ): Наверное, как и большинство – в детстве я очень увлекался фильмами и книгами про Шаолинь, боевые искусства, мастеров древности. А начал я заниматься относительно поздно, мне уже было около 20 лет, в середине 60-х.

В: Это же время Культурной Революции? Тогда Мастера единоборств преследовались, уничтожалась традиция внутренней работы, как же вы начали заниматься?

ЛЛ: Да, действительно время было не простое, Мастера прятались. В парках в открытую занимались цигун и тайцзи только очень больные люди, которым всё равно нечего было терять, а молодежь практически не интересовалась традиционной культурой. Сначала я начал заниматься Иньши багуачжан* у шифу Вана из Шанхая, который был прямым учеником Гун Баотяня, но занимался им недолго. Больше всего я занимался Янши тайцзицюань у многих учителей в течение нескольких десятилетий. Основным своим Учителем по тайцзицюань я считаю шифу Чэна из Гуандуна, ученика Ян Чжэньдо.

* Иньши багуачжан: линия Дун Хайчуань — Инь Фу — Гун Баотянь — Ван Чжуанфэй, линия янши тайцзицюань: Ян Чэнфу — Ян Чжэньдо — Чэн Панмин

В: Линь лаоши, а расскажите, пожалуйста, о своей линии цигун.

ЛЛ: Понимаешь, нет такого – «линия цигун». Конечно, осталась где-то и прямая передача (Прим.: имеется ввиду традиция нейгун, не относящяяся к БИ), но на 99% современный цигун – это результат политики КПК в этой области, десакрализация знания, раскрытие для народа методик, которые веками передавались тайно. Сейчас в свободном доступе куча информации по цигун.

В: А что тогда означает «Сяояо цзяньшэнь фа»* , который вы преподаёте?

* Авторская методика Линь лаоши -«вольные или беззаботные методы укрепления тела».Также понятие «сяояо» связано с концепцией непривязаности ни к чему, ни к каким внешним обстоятельствам, месту, времени,положению в обществе,восходящее еще к первой главе Чжуанцзы: «庄子·内篇·逍遥游第一» (Чжуанцзы. Внутренние главы. Беззаботные скитания. Первый чжуань).

ЛЛ: Он означает свободное следование внутренней работе и полную непривязанность. Он означает привнесение методик цигун в повседневную жизнь, это способ укрепления тела в вольных странствиях, непривязанный ни к чему, свободный, в любое время и в любом месте, когда всё возможно делать так, как нравится, и любым способом. Во всём этом самое важное – это яолин* 要领 (, т.е. суть, внутренняя основа). Если этот яолин есть, то уже не важно, как конкретно вы занимаетесь, каким ТКБИ или каким видом цигун. Если пестовать в себе яолин, то в любом виде деятельности можно достичь настоящей глубины и здоровья.

* то есть здесь Учитель говорит, что с помощью занятий по этой методике, можно достичь понимания и состояния, когда становится не важно, каким видом боевого искусства или цигун, а также простой деятельностью заниматься. Во всем будет смысл, внутреннее наполение, можно выбрать любой способ, любое время и место.Все будет пронизано яолин — внутренним стержнем.

В: А расскажите чуть подробнее, пожалуйста, что такое «яолин»?

ЛЛ: Это определенные требования к телу и сознанию при выполнении упражнений, при которых возможно осуществить фансун-жуцзин-жудин*, т.е. фансун, вход в покой и постоянство.

*放松 — Фансун. Понятие, связанное с определенным состоянием сознания и тела, состояние раскрепощения и готовности к действию, буквально переводимое,как — отпустить, ослабить, развязать. 入静 — Жуцзин. Вход в покой.После достижения фансун возможно достичь спокойного состояния тела и ума, « успокоения сердца», когда нет ни тревоги, не помех, не беспокойства. 入定 — Жудин. Вход в постоянство(устойчивость). После фансун и жуцзин возможно осуществить жудин, т.е. состояния постоянства, спокойного состояния тела, ума и энергии, «не выпадать» из этого и нести это постоянное состояние в жизни. Таким образом, здесь говориться о последовательности достижения, начинающегося с фансун тела и ума.

В: Да, жудин – это цель!

ЛЛ: Вовсе нет, цель ты можешь ставить себе любую, жудин – это средство, и когда он достигнут, самая интересная часть работы только начинается!

В: Расскажите, на каких упражнениях базируется ваша методика «сяояо»?

ЛЛ: Это комплекс из восьми статических упражнений, основанных на соединении цзибэньгун багуачжан (т.е. базовых упражнений стиля багуачжан) с шаолиньской методикой изменения мышц и сухожилий — ицзиньцзин. Я вообще считаю, что багуачжан многое взял из ицзиньцзин, вижу их связь. Когда я учил группы в Москве, один из китайцев, учителей багуачжана, хотел поругаться со мной, потому что в багуачжан эти 8 поз сочетаются с наработкой ходьбы по кругу, основного движения в багуачжан, а я давал их статичные формы.

В: А почему вы считаете, что статичные формы лучше?

ЛЛ: Да потому ,чтобы научиться правильно ходить, нужно сначала научиться правильно стоять, не случайно многих великих Мастеров прошлого заставляли по несколько лет стоять в одной позе. Это вырабатывает верное укоренение, верное движение ци и такое состояние покоя, из которого единственно и возможно правильное возникновение усилия, а затем и движения. Статичные формы – это самое важное! Вон, посмотри на абсолютное большинство практикующих: красиво, плавно двигаются, но абсолютно без внутренней работы, без правильного наполнения. Движения красивые, но – пустышка. Ты можешь заниматься любым ТКБИ, за год выучишь красиво все основные формы, сможешь даже преподавать их другим. Но без внутренней работы это просто не имеет смысла.

В: И сколько нужно заниматься этими базовыми формами, которые вы даёте?

ЛЛ: В принципе, несколько лет, но на самом деле этих форм вполне хватит и на всю жизнь! Дело в том, что чем выше уровень, тем проще методика, это сначала надо стоять-потеть в этих позах, постепенно, с повышением уровня мастерства и укоренения, методики становятся всё проще, для их выполнения уже не нужно никаких специальных условий. Можно заниматься внутренней работой во сне, во время еды или разговора, во время ходьбы. Можно прорабатывать по очереди разные части тела. Это и называется свободной работой в любое время и в любом месте, когда всё возможно делать так, как нравится, и любым способом. Это важно, если внести занятия в сферу повседневной жизни, тогда и времени для занятий много, и жизнь крепкая. Можно, конечно, заниматься и по часу в день, но намного эффективней использовать для занятий все двадцать четыре! Смысл занятий цигун можно описать так «взращивание нового человека, возвращение к молодости, приобретение долголетия».

В: Спасибо! Ну и последний, в рамках этого интервью, вопрос! Что бы вы могли посоветовать людям, как собирающимся заниматься, так и тем, кто уже занимается различными видами ТКБИ или цигун?

ЛЛ: Во-первых, всем полезно помнить, что цзинфа гуй и, фамен у ар( методы покоя сводятся к одному, нет двух методов во вратах), т.е. все методы успокоения тела и сознания сводятся к одному, и что нет двух методик, при всей их внешней разнообразности, внутренняя наполненность одинакова. Во-вторых, в любом деле нужно помнить — цзо шаньмэн лаодэн («сидя у горных врат, ожидать старости»), т.е. просто работать, не ожидая результата, просто заниматься, не проверяя постоянно, насколько вы продвинулись. И тогда результат наступит намного быстрее!

В: Спасибо, Линь лаоши!

[15.12.2008], деревня Юйчжанцунь, провинция Чжэцзян.

Интервью было записано и переведено на русский язык Виктором Ширяевым.