«Педагогика жизненности» Йоханнеса Гассера


Йоханнес Гассер, швейцарский педагог, философ и общественный деятель, директор Академии Будущего «Энергон» и Института человеческой энергии, основатель Школы Гассера, разрабатывает оригинальную педагогическую концепцию, которую он называет «ресурсной педагогикой» или педагогикой «жизненности» (vitality). Несколько лет назад я встретился с Гассером на одной конференции в Китае. Его взгляды мне интересны и близки тем более, что они вдохновлены китайской философией Дао. Привожу здесь краткое изложение концепции Гассера по его небольшой, в 15 страничек, брошюре «От Дао к Человеку Шепчущему» (Johannes Gasser. From Tao to the Man Whisperer. Bern: Arosa, 2006) c моими столь же краткими комментариями.

Гассер выделяет три основных этапа в истории педагогических идей:

  1.  Традиционная педагогика (примерно с 3 в. до н.э.): ориентирована на поведение, факты и исполнение. Ее средства воздействия – поощрение, наказание и давление. Обучение должно привить учащемуся правильное поведение, правильные ценности и определенные полезные навыки.
  2. Гуманистическая педагогика (с 18 в.) ставит в центр образования личность и самосознание. Ее главные ценности – свобода и польза, ее цель – знание.
  3.  Ресурсная педагогика апеллирует к врожденной «жизненности» и учит раскрывать ее потенциал. Это значит: ценить любую ситуацию и понимать, что истина, которая требует что-то подавить и тем более уничтожить, не может быть истиной. Это означает в свою очередь, что учащийся должен ценить «течение жизни», уметь видеть его исток в себе и ценить его радостную силу. Такой подход развивает вкус к игре и врожденную сметливость, сопряженную с «действенной учтивостью», по-немецки effiziente Zuvorkommenheit.

Гассер начинает с утверждения, что нет «трудных детей», есть только трудности в понимании. Человек не может быть проблемой. И, вообще говоря, бессмысленно учить его тому, что составляет самое его существо (чисто даосский тезис). Трудности возникают как раз оттого, что поток, или сила, жизненности закупориваются отвлеченной рассудочностью. «Нам нужно заменить репрессивную энергию, которая заключена во власти и стеснениях, первозданными и поддерживающими дух формами текучей жажды жизни», – пишет Гассер. Главный вопрос педагогики – не что является правильным, а откуда бьет полноводный ключ жизни. Для этого усилие должно уступить место «легкости поворота».

Комментарий: У Лао-цзы Дао – «ключ, все наполняющий». Вспомним также даосскую формулу: «Утонченное действие – в одном повороте». Или русскую поговорку: «хочешь жить, умей вертеться» и воспримем ее без вездесущего на Западе и у нас налета цинизма.

Жизненность есть само изобилие, она ничего не стоит и не требует мотивации, не укладывается в рамки застывших систем. Она подходит для тех, кто, как сказал бы Чжуан-цзы, хочет стать «таким, каким еще не был», кто хочет разбить скорлупу своего индивидуального Эго.

Что делать педагогу? Предоставить ребенку играться с изобилием жизненных сил в себе? Это приемлемо для настоящего, но не годится для жизненной стратегии. Цель образования – не просто «вернуться к себе», но вернуться к подлинности существования. У жизненности – свои законы, она – за пределами чувств и рассудка. Человек должен «вступить в союз со своей подлинностью жизни». Недостаточно быть добрым, справедливым или талантливым. Учитель же должен держать контакт между подлинностью в себе и в ученике. Ключ ко всему в духовном состоянии.

Комментарий: Это уже относится к дружбе. Самое время вспомнить китайскую поговорку: «и учитель, и ученик». Или слова Христа апостолам: «мы теперь друзья».

Ресурсная педагогика тоже по-своему систематична. У нее есть методология (последовательность ступеней обучения), дидактика (способ подачи материала) и прагматика (актуальные обстоятельства обучения).

В любом случае учитель должен не поучать, а привлекать, «завоевывать сердца». Так погонщики слонов направляют своих подопечных, шепча им в ухо. Насилие же над слонами чревато большими неприятностями для насильника. Есть любители лошадей, которые могут укротить лошадь за полчаса вместо обычных нескольких дней. Есть люди способные общаться с дельфинами. Ибо поток жизни соединяет, и только «мнение» (от слова «мнить») разделяет. «Не то, что мните вы, природа…». Настоящий учитель подобен садовнику, выращивающему прекрасную розу. Он не учит, а поддерживает в своем питомце то, что позволяет ему раскрывать свою подлинность.

Комментарий. Теперь вспомним рассказ Чжуан-цзы о человеке, который выращивал кротких тигров. Или рассказ Ле-цзы о мальчике, игравшем с чайками. Важно только различать искреннюю любовь к живому и отношение к животному как к игрушке, проекции своих субъективных эмоций. Со стороны разница порой не очень заметна, но по внутреннему состоянию она огромна. А насчет шепота прекрасно сказал Лао-цзы: «Неслышное веление: то, что таково само по себе».

Главное условие успеха в обучении – изменить образ мыслей и свое понимание мира, навлекать события, которые «превосходят ожидания». Это тоже способ «повернуть» колесо Фортуны.

Комментарий: Для даосов мир – «множество чудес».

В порядке заключительной цитаты:
«Мы стоим на пороге новой эры, перемен столь же радикальных, как переход в 18 в. от феодальных времен иерархического правления к демократии и правам человека. Нам предстоит заняться в педагогике тем, чем занимались в Дао, уходя в молчание, – чтобы сделать действенной мягкость Дао в дикие времена. Нам предстоит внести в жизнь мудрость Чжуан-цзы в эпоху Всевместимости (Spaciousness), от Дао к сметливой учтивости».

В.В. Малявин