Ориентиры от учителя Гао


Владимир Малявин. Ориентиры.

Кое-что из бесед с учителем Гао Людэ.

Продолжаю регулярно ездить к учителю Гао за наукой. Дверь в его домик – металлическая сетка. Не позвонить и не постучать. Окликаю с улицы и вхожу. А он всегда сидит неподвижно и прямо, как статуя, словно по завету древних: «сиди как колокол». Когда показывает упражнение для развития голоса – или, если угодно, развития себя посредством голоса – в нем и вправду все гудит и резонирует как внутри большого колокола.

Сидит не просто так, а пьет чай. Чай у него отменный, а откуда и сам не знает. Говорит, ученики приносят. Не так давно рассказал кое-что интересное о том, как пить чай, хотя об этом, как я выяснил, знают многие тайваньцы.

Пить чай, говорит учитель Гао, надо тремя органами: глазами, носом и ртом. Сначала поднести чашку к глазам (но не слишком близко, чтобы не обжечься), чтобы очистить дух, ибо глаза – врата духа. Потом нужно чай обонять: это служит очищению сознания. А в третью очередь попробовать чай ртом для очищения, как легко догадаться, тела. Медленно втянуть чай, размазать его языком по небу, насладиться вкусовой гаммой и сладким послевкусием. Теперь так и делаю, и действительно помогает! *

Бережно храню дома одну назидательную брошюрку, исписанную заповедями учителя Гао. Для чего эти советы? Заниматься по ним все равно невозможно. Но, видно, «в открытом море нельзя без кормчего». В деле духовного развития мы все блуждаем в глухом лесу и не знаем, куда идти. Письменные тексты дают, по крайней мере, ориентиры. Чтобы не перепутать север с югом. Это, так сказать, картография сознания. А карты порой творят удивительные вещи. Когда-то прочитал об одном странном случае. Группа французских солдат в непогоду заблудилась в Пиренеях. В кармане одного солдата нашлась карта, по которой они сориентировались и вышли к людям. Потом оказалось, что это карта совсем другого места – кажется, Венгрии. Чудны дела твои, Господи!

А теперь привожу заветы учителя Гао вместе с китайским оригиналом. Авось, помогут сориентироваться в житейском море.

Первое наставление о самом главном: искренности.

Искренность – духовная сила. Без искренности ничего нет. 成者灵也,不成无物。

Теперь я точно знаю, что мера наших достижений в гунфу – внутренняя искренность, а она зависит от уровня доверия к себе. «Как люди могут верить тому, кто не верит себе?» (Лао-цзы).

А вот, так сказать, метафизическое кредо учителя:

Изначально нет ни меня, ни образов, 本来无我无相,

Откуда взяться мне и другим? 何能有我有人,

Все образы имеют один корень. 有相皆是一本,

Все видимое не имеет ничего существенного! 凡色皆是无成。

Одно и множество друг с другом согласуются. 一多相容,

Широкое и узкое существуют сами по себе! 广狭自在!

Вот еще одна мантра в характерной для китайцев манере: оптимистический вывод из вроде бы нигилистического манифеста: Человек пуст, дхармы пусты, пустота пуста. 人空,法空, 空空,

Из тройственного небытия может родиться свет. 三无可生光,

Все, что есть в сознании, – пустые образы. 心中空色相,

Когда нет «я», будет великая таковость! 无我大自然!

А вот наставление для ищущих прозрение: И в Будде, и в Дао нет иного: 佛道无他,

Одно на всех прозрение и заблуждение, 一觉迷,

Но множество открытий в теле. 多体悟。

И, наконец, общее наставление: Живи настоящим, 活在当下,

Следуй своей таковости, 顺其自然,

Все следует причинности, 一切随缘,

Утонченное действие – в одном повороте! 妙在一转!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *