О пребывании в покое 3


Этот текст посвящен важным аспектам практики «покойного сидения (цзинцзо) и методу “Тихого возвращения к единому”, известного автора Чжоу Цяньчуаня. Мастер Линь передал нам этот текст, как справочное пособие в дополнение к практике “Сяояо”.

Дыхание должно быть глубоким, долгим, тонким, плавным, медленным и непрерывным. В самом начале практики требуется естественное дыхание — это обычное дыхание, но несколько более глубокое. Также можно не прибавлять глубину, а дышать как обычно. После некоторой практики, дыхание само станет глубже.
После того, как мысли и положение тела должным образом отрегулированы, дыхание гармонизировано, сосредотачиваешь сознание, глаза немножко открыты — это называют «методом взгляда с проблеском», что подходит для начинающих практиковать. Либо глаза полуприкрыты — это называют «методом взгляда с прикрытыми глазами», что подходит для начинающих практиковать или тех, кто уже долго практикует. Или можно естественно открыть глаза — это называют «методом взгляда с открытыми глазами», который подходит для тех, кто длительное время практикует и обладает решительностью, степень трудности сравнительно большая.
Угол зрения вниз под 45? между колен или немного впереди, как раньше говорили: «место спящей коровы», беззвучно созерцаешь пространство вокруг, требуется ни свободно (сун), ни плотно, не пристально смотреть, не вмешиваться в закрытие или открытие глаз, не следует всматриваться.
В это время может возникнуть цветное сияние. Так как способности людей неодинаковы, то и появление света может возникнуть быстро, а может и медленно.
И хотя то место пусто и не имеет какой-либо вещи, но при входе в состояние покоя (жуцзин), естественной реакцией может быть видение активно действующих или ослабевших каналов ци и внутренних органов, приблизительно разделяющихся на 5 видов окраски: синий, красный, желтый, белый и черный.
Каналы ци Инь и Ян каждого человека различны, поэтому видимые цвета также имеют отличия. Большинство людей сначала начинают видеть неясный белый свет, «тусклый словно туман», или вперемешку могут возникать крохотные светлые точки будто мерцающие звезды на небосводе, либо замечают разнообразные, быстроменяющие цвета.
Среди пяти цветов, белый цвет соответствует чистому, фиолетовый цвет является благоприятным, золотой свет является наивысшим. Долгое время тренируясь, разнообразные цвета полностью отступают и виден только лишь белый свет, постепенно от состояния слабого тумана переходя к «ясности лунного света». Как будто яркая луна в день середины осени льет ясный свет на землю.
Тогда возникает ощущение, что ясная луна становится пустой, в теле повсюду прохлада, ясные мысли и дух-шэнь радуется, волнения внезапно исчезают, о славе и позоре забываешь.
В это время достигаешь пределов полной чистоты, однако все еще не входишь в пределы растворения в покое. Если продолжать тренироваться, то чувство соединение с ясной луной, становящейся пустотой, также не повторяется, я сам, небо и земля – всего не существует.
Это является ступенью сидения в забытье, а также начальным шагом в области покоя. Когда заканчивать работу не думай об окончании занятия и еще практикуй – в скором времени можно заканчивать работу.

тихое сидение, медитация

Обратите внимание на следующие моменты:

1) В различных сидячих положениях, одинаково требуется выпрямить позвоночник, грудь как бы вместительна. Вертикальный позвоночник – регулирование естественной прямоты позвоночника, в противном случае жестко выпрямляясь, возникнет судорога мышц, выпячишь грудь и сложишь живот, повсеместно не достигнешь нормативной позы; также не следует наклоняться вперед и отклоняться назад, нагибаться вправо или влево, иначе утратишь центр тяжести и уж действительно не сможешь опереться на главные требования (яолин). Эти методы соответствуют естественному сложению слегка поднятых, на 2-3 фэня, кончиков плеч и вмещающей груди. Вмещающая грудь как бы немного вобрана вовнутрь, локти можно немного развернуть перед собой, образовав с телом одну прямую линию. Вертикальный позвоночник и вмещающую грудь следует рассматривать как единое целое, тогда можно будет правильно занять положение тела. Координирование положения груди и спины в итоге привдет к тому, что ци в теле сможет погрузиться в даньтянь и не будет всплывать.

2) Нельзя практиковать на солнце и сильном холоде. Ежедневно следует заниматься минимум 1-2 раза, для начинающих – по 20-30 минут за раз, после того, как появится прогресс – 30-50 минут, при дальнейшем прогрессе можно практиковать свыше 2 часов. Одним словом, не нужно слепо придерживаться правил, а поступать в соответствии с уровнем своего мастерства, при желании сидеть очень долго – сидеть долго, в завершении работы, при появлении проблеска мыслей в сознании, тотчас завершать работу, нельзя через силу, накапливая время сверх меры, каждая работа над покоем должна следовать этому закону.

3) При практике тихого возвращения к единому, наилучшее для поиска покоя – место, укрытое от опасностей. При внезапном испуге, не нужно впадать в панику и ярость. Нужно успокоить чувства и продолжать практиковать, вплоть до того, что после устранения или изменения испуга сознания, завершить работу.

4) Во время чувства нарастающей сонливости не нужно упражняться в неподвижной работе, засыпание при практике является признаком «действия выпадания в полузабытье», не имеет никакого эффекта и равняется практики впустую. В практике нельзя гнаться за внешними движениями, двинулся – и работа утрачена. В древнем традиционном цигун не ратуют за внешние движения, всякие проявления внешних движений в неподвижной работе, не меньше, чем так называемые отклонения.

5) Прежде неподвижной работы следует тренироваться в подвижной работе. Например, после подвижной работы заниматься неподвижной следует путем упорядочивания подвижности, после того, как каналы ци равномерны, после этого можно упражняться в цзингун. Иначе легко в практике вызвать отклонения.
(Возникающие в теле во время практики ощущения перекосов влево и вправо или наклоны назад и вперед, ни в коем случае не следует выправлять позу посредством физических движений, необходимо посредством мысли медленно устремляться к прямоте, ощущения наклонов и перекосов скоро сами рассеются. Так как ощущение в это время часто является обманчивым чувством и вызвано дисгармоничным течением собственного ци, при том, что положение тела остается центрированным и ровным. Если силой вести тело к выправлению, то можно упасть во время сидячей медитации. Например, при появлении признака утраты формы, можно с помощью тела постепенно успокоиться или мысленно вести тело вверх подобно положению кущения хлебных злаков, тело сразу же выпрямится. Появление этих симптомов чаще всего вызвано утомлением при сидячей медитации и объясняется тем, что ци не возвращается к изначальной мощи. )

Перевод с китайского В. Константинова  под редакцией В.В Малявина


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 мыслей про “О пребывании в покое

  • Andrey Novikov

    этот текст касается внутренней работы, т.е. работы сознания. В силу привычки ум всегда опирается на какой-либо объект — будь то мысль, ощущение или чувство. Если внимание направлено вовнутрь, то осознание объекта постепенно становится менее образным, превращаясь из калейдоскопа внешних образов в поток ощущений без образа — когда сознание захватывает что-то в поле своего внимания, но ум не стремится его распознать и навесить на него «ярлык» из внешнего мира. Если не касаться своего прошлого, состоящего из образов в своей памяти, то ум постепенно приспособится обходится без опоры. Это состояние без опоры в даосских текстах как раз и называется «жудин» или просто «дин», а у буддистсов — «чжи» по-китайски или «самадхи» на санскрите.
    Этот процесс отсоединения сознания от опоры происходит постепенно: ум сперва научается обходится без образов внешнего мира и тогда возникают фантазмы в виде потоков энергии и цветов, а уж потом и это становится возможным оставить, погружаясь в великий мрак сердца, а вернее — в великий его свет

  • Andrey Novikov

    этот текст касается внутренней работы, т.е. работы сознания. В силу привычки ум всегда опирается на какой-либо объект — будь то мысль, ощущение или чувство. Если внимание направлено вовнутрь, то осознание объекта постепенно становится менее образным, превращаясь из калейдоскопа внешних образов в поток ощущений без образа — когда сознание захватывает что-то в поле своего внимания, но ум не стремится его распознать и навесить на него «ярлык» из внешнего мира. Если не касаться своего прошлого, состоящего из образов в своей памяти, то ум постепенно приспособится обходится без опоры. Это состояние без опоры в даосских текстах как раз и называется «жудин» или просто «дин», а у буддистсов — «чжи» по-китайски или «самадхи» на санскрите.
    Этот процесс отсоединения сознания от опоры происходит постепенно: ум сперва научается обходится без образов внешнего мира и тогда возникают фантазмы в виде потоков энергии и цветов, а уж потом и это становится возможным оставить, погружаясь в великий мрак сердца, а вернее — в великий его свет

  • Andrey Novikov

    этот текст касается внутренней работы, т.е. работы сознания. В силу привычки ум всегда опирается на какой-либо объект — будь то мысль, ощущение или чувство. Если внимание направлено вовнутрь, то осознание объекта постепенно становится менее образным, превращаясь из калейдоскопа внешних образов в поток ощущений без образа — когда сознание захватывает что-то в поле своего внимания, но ум не стремится его распознать и навесить на него «ярлык» из внешнего мира. Если не касаться своего прошлого, состоящего из образов в своей памяти, то ум постепенно приспособится обходится без опоры. Это состояние без опоры в даосских текстах как раз и называется «жудин» или просто «дин», а у буддистсов — «чжи» по-китайски или «самадхи» на санскрите.
    Этот процесс отсоединения сознания от опоры происходит постепенно: ум сперва научается обходится без образов внешнего мира и тогда возникают фантазмы в виде потоков энергии и цветов, а уж потом и это становится возможным оставить, погружаясь в великий мрак сердца, а вернее — в великий его свет