Культурный обмен


Если попытаться ответить на вопрос что такое культура, то после некоторой заминки,  каждый из нас начнет перечислять в любом произвольном порядке слова и значения, за которыми кроется, как станет ясно позже, сам смысл и содержание человеческой жизни.

Даже  возможность задуматься над  понятием культуры является бесценным даром  человеку и частью самой культуры!

Мне же хочется дать ответ на вопрос: что такое культурный обмен?  Причем,  ответ не отвлеченный, а наполненный планами нашего клуба, логикой  личного и коллективного опыта.

Мы  знаем о взаимопроникновении культур. Свидетельств этому для посвященного наблюдателя множество: иногда это «нарисовано акварелью», столь тонко и прозрачно, что трудно различить первоисточник. А  иногда, образно говоря, это «яркое живописное полотно», когда мы с большой точностью можем определить географию и время происхождения того или иного явления, или предметов.

Это также  языковые заимствования на уровне слов, иногда идиом, пословиц и поговорок. Это затерявшиеся в веках верования, причудливо переплетенные в сказках народов мира. Перечислять следы культурного обмена между народами можно бесконечно долго.

Культурный обмен — непрерывный процесс,  ранее протекавший  медленно и не столь очевидно для современников, сродни путешествию по шелковому пути, с длительными остановками, так сказать, осмыслением и принятием…

Сегодня это глобальная культура массовых коммуникаций, возникновение нового языка, новых образов. Таким образом, культурный обмен,  как и все в наше время,  имеет лавинообразный характер, сметая на своем пути границы, устои, языковые барьеры.

Кто может отрицать, что, чем культурнее человек, тем лучше и качественнее он работает. Я не говорю о том, что, только прочитав Достоевского, можно качественно собирать iPhone. Здесь как раз сильный пример генетической культуры Востока: отношения к любой работе  как долгу, где труд своего рода медитация.  Такое отношение к труду  свойственно многим народам Азии, ведь именно здесь по прогнозам многих ученых   будет формироваться промышленное лицо нашей цивилизации в этом веке.

Мы вступаем в совершенно новую эпоху. С точки зрения обыденных привычек, это постепенный отказ от бессмысленного потребления, названного в свое время Kleenex-культурой, засилье одноразовых и дешевых товаров.  Для выживания любого производства потребуется постепенный отход  от выпуска подобный вещей ,  начисто лишенных  души и характера, какой бы то ни было связи с культурой. Основной принцип такого производства -эксплуатация дешевой рабочей силы и  насилие над природой. И это не вопрос нового веяния моды, это вопрос элементарного выживания человечества в эпоху  исчерпания ресурсов.

Возвращение к извечным ценностям,  соединение творчества,  искусства, мастерства, ремесленничества и современных технологий на всех уровнях преобразит условия жизни в небольших поселениях и городах, поможет переосмыслить  роль семьи, обучения, производства.

Признаки такого  движения к более размеренной и осмысленной жизни  формируются на наших глазах и стремительно развиваются в разных странах мира. Это бережное отношение к культурному наследию и традициям, гордость за родной край, но также и открытость для всего нового, но исключительно с точки зрения пользы для жизни на родной земле.   (посмотрите ссылки в интернете slow food  и остальные, связанные с этим понятием).

По этим принципам развивается  производство продуктов питания, а также шьется одежда,  делаются бытовые предметы, организуются путешествия, обустраивается жизнь целых городов.   Локальность, размеренность, осмысленность возвращают нас в те времена, когда мастерство, творчество, высокое ремесло  дало человеку сделать все то, что мы так внимательно разглядываем в музеях по всему миру: от гребешка из нефрита, до первых самолетов и автомобилей.

Все эти музейные предметы как раз и объединяет высокий  уровень культуры  людей, которые их сделали. Есть и близкие примеры: достаточно посмотреть на автомобили даже недавнего прошлого,  или мебель 60-х годов , ставшей предметом коллекционирования, чтобы понять эту разницу еще не «массового» производства (хотя и конвейерного).

По нашему мнению  уже в недалеком будущем на первый план  в  производстве выйдет  творческая мысль художника и дизайнера. Черпать вдохновение для культурного человека не представляется проблемой: в его распоряжении все музеи мира, огромное количество книг, все, что с таким трудом собрано  и сохранено человеком.

Мы хотим способствовать этой встрече современного культурного молодого человека, активного, ищущего с колоссальным культурным наследием человечества. Мы будем способствовать развитию новых направлений ведения бизнеса, по принципам духовности, ответственности перед природой и человеком. Этому будут способствовать и выставки, которые мы будем устраивать в разных странах, и обмен студентами, и практики на производствах.

Сегодня уже не достаточно что-то придумать, нужно знать технологии, материалы, нужно быть бизнесменом, а главное хорошо понимать для чего все это делается.

В наших планах создание центра дизайна и инноваций, где мы соединим огромные возможности производства Китая и творческий дар наших людей. Это лишь малая часть глобального  культурного обмена,  но по  нашему глубокому убеждению, очень  нужная сегодня.