Лекция Долгопольского Л.Н. «О Здоровье»


dolgopolsiyВведение к курсу лекций: «О Здоровье». 1 лекция.
Как уже всем очевидно, западные медицинские подходы к решению проблемы долголетия сводятся, в основном, к механической замене отслуживших свое органов и тканей выращенными из собственных стволовых клеток. Понятно, что это, в принципе, тупиковый путь, т.к. он не решает вопроса старческого маразма или деменции, или даже простой утраты интереса к жизни, или старческой апатии. В предлагаемом Вам проекте, как правило, рассматриваются нетрадиционные медицинские подходы или сочетание последних с европейскими. Но прежде чем предлагать их Вам, мы должны познакомить Вас с мировоззренческими основами, на которые опирается принципиально другое понимание проблемы здорового долголетия.
Наверное, многие из Вас не раз задавались вопросом: почему, хотя за последние 5-6 тысяч лет человек не изменился физиологически, «западные» и нетрадиционные методы лечения отличаются столь кардинально?

Ответ, конечно, лежит в принципиальной разнице в понимании устройства Мира и места человека в нем. Судя по тому, что нетрадиционные методы лечения, пусть и в искаженном часто виде, все же дошли до наших времен, и даже начинают занимать доминирующее положение, изменения в представлениях о мире не есть переход от более примитивных и вульгарных взглядов к более объективным и адекватным. Не уменьшающееся количество больных и умирающих говорит о том, что современная медицина не понимает, что есть человек в своей тотальности и каковы истинные причины его болезней.

Предлагаемый курс лекций имеет своей целью построение адекватной картины мира, которая не только поможет Вам понять и классифицировать нетрадиционные медицинские подходы, чтобы осмысленно использовать их для реализации здорового долголетия, но и поможет ответить на самые глубинные ваши вопросы.
п. 1. Мир как организованная и иерархизированная структура. 1. Понятно, что при построении картины мира мы должны опираться на опыт нашего взаимодействия с этим миром. Но если мы посмотрим внимательно на него, то увидим, что это всегда есть опыт контакта с организованными структурами. Говоря проще, все, что нас окружает, всегда организовано тем или иным образом. Т.о. первое, с чем мы сталкиваемся, — это порядок и целесообразность, пронизывающие все существование. Различные аспекты этого порядка и изучаются разными науками.
2. Сегодня ни для кого не является тайной тот факт, что мир сложно организован, ибо порядок это видимое проявление невидимой организации. Например, если Вы ходите к кому-то в гости, и каждый раз в подъезде чисто, Вы понимаете, что, следовательно, кто-то наводит в нем порядок. И есть организация, которая следит за этим. Однако понимая это, наука, в ее сегодняшнем виде, почему-то не делает следующего с очевидностью из этого вывода. А именно, что если есть организация, то должен быть и организатор, и цель, ради которой эта организация устанавливается. Причем это справедливо для любой организованной структуры – неважно, фирмы, компьютера или мира в целом.
3. Любой нормальный человек и, даже, ребенок на вопрос: «могут ли сами по себе собраться дом, автомобиль или телевизор, даже при наличии деталей, из которых они состоят?» — ответят нет. Но человек или мир гораздо сложнее любого телевизора или машины. И, естественно, что они тем более не могли возникнуть спонтанно, т.е. как результат случайного или стихийного процесса. Обычно говорят, что они являются результатом «Эволюции Вселенной» или «Эволюции Жизни на Земле», но эволюция – это всегда направленный к определенной цели и имеющий постоянную тенденцию в своем развитии процесс, а, следовательно, процесс управляемый, а не случайный.
4. Кроме того, как все знают, порядок не может быть установлен однажды раз и навсегда, но требует постоянного поддержания, чтобы не быть разрушенным, ибо в мире действует закон возрастания энтропии (2 закон термодинамики). Любая домохозяйка знает об этом из собственного опыта, т.к. порядок в квартире ей приходится поддерживать постоянно. Вселенная насчитывает, по современным научным представлениям, 15-20 миллиардов лет. Это фантастическая устойчивость, причем порядок в нейне только сохраняется, но возрастает – от безжизненной материи до жизни на уровне человека. Понятно, что это не могло бы быть без наличия в мире Организующего Начала. Таким образом, первое, что мы должны понимать – это, что Мир является сложно организованной, упорядоченной системой, за целесообразностью и видимым порядком которой находится Невидимый Источник его возникновения, поддержания и обновления.
5. Очевидно также, что Смысл, Цель и Значение, которые обязаны присутствовать в так устроенном мире, иради достижения которых они, собственно, и были созданы, не могут возникнуть в нем сами по себе, но должны быть кем-то в него вложены. К сожалению, и это очевидное обстоятельство все еще не является пониманием современной науки, хотя в любой ее отрасли изучаются функции или смысл пребывания в мире тех объектов, которые она изучает. Но объекты не могут сами приписать себе эти функции.
6. Как понятно, смысл или значение любой части, а каждый объект изучения в любой науке представляет лишь маленькую часть мира, определяется ее местом в системе целого, задачам которого она служит, — как в телевизоре, машине или любом созданном объекте. Забегая далеко вперед, скажу, что это очевидное обстоятельство играет фундаментальную роль для понимания генезиса проблем Человека, ибо именно в непонимании и невыполнении задач, стоящих перед каждым человеком, кроются основные причины его болезней.
7. Далее, еще одним «проклятьем» Человечества является недооценка степени сложности организации Мира, и как следствие, постоянная попытка использования «простых решений». Например, в случае человека это: «примите эту таблетку, и все пройдет» или «сейчас вырежем это, и все будет хорошо». Надо отдавать себе отчет, что Мир устроен фантастически сложно. Один из самых выдающихся умов ХХ века, Дж. Г. Беннетт, писал, что, возможно, все третье тысячелетие уйдет только на осознание человечеством степени этой сложности.
8. Беннетт же первым из представителей Западной науки указал на двухмерность этой сложности, т.е. наличие в ней двух измерений – горизонтального и вертикального. Но об этом чуть позже.
9. Надо сказать, что осознание наукой или человечеством сложности мира, несмотря на все ее бесспорные успехи, происходит медленно. Условно, за две тысячи лет ее развития произошло всего три фундаментальных пересмотра базовых представлений или, можно сказать, три ментальных революции. Первая революция – относится примерно к 16 веку и связана с открытиями Кеплера, Коперника и Галилея, которые разрушили веру в видимость или очевидность, как критерий истинности вещей и явлений. – Так всем было очевидно, что Солнце вращается вокруг Земли, т.к. каждый день оно восходило на Востоке, и, пройдя через весь небосклон, садилось на Западе – Оказалось, что за внешней видимостью вещей и явлений, за их внешней оболочкой скрывается невидимая и неощутимая обычным человеком сущность. Позже Кант будет говорить о «вещи в себе».
Вторая революция – связана с разрушением веры в неизменность и постоянство Космоса и Земли. Считалось, что время, как совокупность перемен, затрагивало лишь непосредственное окружение человека на фоне незыблемой Природы. Эти представления были разрушены в 18 веке космологическими теориями Канта и Лапласа о происхождении Солнечной Системы. Опираясь на достижения первой революции, они показали, что вся солнечная система развивается во времени. Уже в 20 веке Беннетт скажет по этому поводу, что если весь Мир движется, то должно быть что-то, что приводит его в движение, — и это есть Воля Бога. Третья революция – произошла в 20 веке и выражалась в крушении веры в качественную одинаковость макро и микромира, представления о том, что и там и тут действуют одни и те же законы. Теория атома Бора, открытия радиоактивности, теория относительности Эйнштейна и квантовая механика нанесли сокрушительное поражение прежним представлениям. Но эти революции разрушили веру в простоту устройства мира в «горизонтальном» направлении. Следующая же революция, на пороге которой, как я надеюсь, мы находимся, должна касаться сложности мира в его вертикальном направлении.
10. Трудности здесь кроются в том, что «факты», которые могли бы привести к такой революции, не могут рассматриваться как научные, без изменения или расширения самих основ или исходных аксиом науки. Без этого расширения, огромные области или Сферы Реальности исключаются из рассмотрения наукой, как якобы ненаучные или вообще несуществующие, например, такой является сфера Ценностей или Духовная сфера. Четвертая революция – должна быть связана с разрушением того, что я бы назвал «плоскостным мышлением», и переходом к пониманию того, что Мир представляет иерархизированную сложность, т.е. что в нем есть вертикальная составляющая или уровни Бытия. Как ни удивительно, но об этом знали древние Китайцы с их знаменитой триадой Земля-Человек-Небо, а две тысячи лет назад это было постулировано в Христианстве в виде триады – Тело-Душа-Дух. Давайте разберемся с этими исключительно важными представлениями. п.2. Стратификация Существования и многочленные системы. Как известно многим, в Мире есть три уровня существования: неживое, живое и выше жизни или духовное. Мы еще будем использовать следующую терминологию: гипономное, автономное и гиперномное. В каждом из этих уровней можно естественным образом выделить четыре подуровня (см. схему №1). Теперь понятно, что каждый объект в Мире находится на конкретном этаже, а следовательно, существовать в нашем мире это не просто быть в нем, но занимать вполне конкретное место на том или ином этаже, т.е. быть представителем определенной страты. Мы будем называть номер этажа, на котором находится данный объект, уровнем его бытия. Из схемы №1 видно, что, например, молекулы находятся на третьем этаже, растения занимают пятый этаж, звезды десятый, реализованный человек – восьмой и т.д. Это принципиально новое понимание, т.к. оно в корне отличается от стандартного, общепринятого, научного представления. И дело здесь не только в том, что все перечисленные выше объекты, по умолчанию, предполагаются «лежащими в одной плоскости», но и что, например, такие космические объекты, как планеты, звезды, галактики относятся астрономической наукой к классу неживых вещей, в то время как в нашей схеме они имеют гиперномный уровень существования.


Я думаю, что и для Вас это совершенно новое представление, хотя я могу «на пальцах» объяснить, почему это именно так.
Смотрите, Жизнь, которую мы наблюдаем на Земле и мы сами – это часть природы самой Земли, почему мы и называем ее биосферой, наряду с литосферой или атмосферой. Но проявляться, актуализироваться в любом объекте может только то, что заложено в его наборе потенциальностей. Из желудя не может вырасти береза. Таким образом, мы должны признать, что жизнь, по крайней мере, на уровне потенциальности входит в природу любой планеты. Вы уже, надеюсь, понимаете, что Земля не может быть исключением. Эта потенциальная жизнь становится актуальной, когда создаются соответствующие условия. Так было и с нашей Землей, после нескольких миллиардов лет ее подготовки, в течение которых она была «безвидна и пуста и Дух витал над водами».

Таким образом, мы должны понимать, что Земля – это наша реальная большая Мать или Праматерь, а Отцом жизни на Земле является Солнце, которое многие миллиарды лет оплодотворяло Землю и наделило ее соответствующими возможностями. Позже Вы поймете это лучше. В соответствии с тремя уровнями существования в мире, у нас есть три типа родителей: земные — мать и отец, космические — Земля и Солнце, и Отец Небесный на «небесах». Т.е. Земля и Солнце – это наши космические родители. Но все, что имеют дети, они получают от своих родителей, и наоборот, все те природы, которые есть у ребенка, должны быть и у родителей; мы ведь не можем родить ни ангела, ни корову, но только человека. Вот почему и разум, и духовная составляющая, которые имеет каждый человек, есть у Земли и Солнца, притом в гораздо большей степени интенсивности. Недаром еще Вернадский ввел понятие ноосферы, или Сферы Разума, как одной из Сфер, присущих Земле. Что же из всего этого следует для нас, людей, живущих на планете Земля? – очень многое. Первое и, может быть, самое важное – это понимание того, что мы не «венец природы», как думают многие. Человек не совершенен в силу того промежуточного положения, которое он занимает в мире (с 1 по 10 этаж). «Несовершенны» также и его родители – Земля и Солнце, т.к. в Мире 12 этажей.

Это несовершенство имеет отношение к тому, что называют «первородным грехом человека». – Сочетание свободы воли с невозможностью полного понимания из-за промежуточного положения в мире (а все знать можно только на 12 этаже) облекают человека на совершение ошибок. И с этим он приходит в мир. (Подробно эта тема обсуждается в моем докладе на гурджиевской конференции«Онтологический подход к проблеме пробуждения»)
Второе важнейшее следствие состоит в том, что в каждом человеке потенциально заложена возможность выхода на 9 и 10 этажи, более того, мы обязаны реализовать в своей жизни хотя бы 9 этаж. Мы поговорим об этом подробнее позже. п.3. Систематика.

Вернемся к 12 уровням Существования в Мире. Чем они отличаются друг от друга? В первую очередь сложностью или уровнем организации. Понятно, что атом устроен сложнее элементарной частицы, животное сложнее растения, а галактика устроена сложнее отдельной звездной системы. Но что является критерием сложности и позволяет именно таким образом разнести объекты по этажам? Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к Систематике или науке о многочленных системах, т.е. системах с «n» независимыми, но взаимно необходимыми членами. Звучит несколько сложно, но на самом деле все не так страшно.

Смотрите, в нашем мире можно существовать в двух модусах – потенциальном и актуальном или непроявленном и проявленном. Понятно, что все актуальное происходит из потенциального, но этот переход требует каждый раз наличия определенной среды, которая позволяет этой актуализации произойти. Например, у нас нет потенциальной возможности жарить мысли или эмоции, но есть возможность, скажем, жарить мясо. Но, чтобы эта возможность могла быть реализована или актуализирована, нужны:

1. Огонь или его аналог 2. Сковородка или ее подобие 3. Само мясо, и наконец, 4.Человек, который хочет и может это делать. Таким образом, среда, позволяющая этой потенциальной возможности проявиться, представлена четырьмя независимыми, но взаимно необходимыми членами. Если мы рассмотрим процесс хлебопечения, то и там мы обнаружим четыре члена, позволяющие ему состояться – это 1. Смесь муки, воды и дрожжей 2. Огонь 3. Форма для выпечки 4. Человек, умеющий и хотящий это делать. Даже такая, далекая от предыдущих примеров деятельность, как самореализация или самотрансформация также опирается на четырехчленную систему: 1. Знание (без которого нельзя выбрать цель) 2. Борьба (без которой не обходится внутренняя работа, т.к. все вне и внутри нас начинает протестовать) 3. Жертва (т.к. если мы к чему-то привязаны и не можем отпустить это, мы далеко не уйдем) 4. Помощь (без которой самотрансформация не может ни начаться, ни закончиться).

Таким образом, любая деятельность может реализоваться только при наличии соответствующей ей четырехчленной среды. Четырехчленная среда требуется и для простого существования, т.к. оно реализуется в четырехмерном пространственно-временном континууме. Из математики известно, что порядок возникает только начиная с четырехчленной среды.

Мы можем рассмотреть другие примеры и увидеть, что, например, для применения любой силы, противоречия или напряженности требуется двухчленная среда, а изменение, динамизм, соотнесенность (связанность) требует трехчленных сред. (Подробнее об этом позже). Все это должно привести нас к пониманию, что каждая среда данной «размерности» (1,2,3,4 и т.д. членные) проявляет свой набор возможностей или структур, потенциально существующих в окружающем нас мире.
Итак, мы получили важный критерий для оценки уровня организации чего бы то ни было. Он определяется номером многочленной среды, который реализовал в своем устройстве данный объект и которая позволяет ему быть актуальным. Теперь понятно, что каждый из 12 уровней существования представлен средами соответствующей «размерности» и объектами, имеющими данный уровень организации – от 1 до 12 соответственно. Ниже мы более подробно рассмотрим каждую из 12 многочленных систем и выясним, что они проявляются для нас в опыте окружающего Мира. В наборе структур или паттернов, которые проявляет каждая многочленная система (среда), есть основной или главный. Беннетт назвал их категориями, а то, что чаще всего мы видим, когда смотрим на мир с позиции той или иной многочленной системы – системным атрибутом. Надо понимать, что взгляд с позиции данной многочленной системы дает нам, как бы, определенный срез реальности. Например, если мы будем смотреть на все с позиции «четверки», мы будем видеть всюду деятельность, существование, порядок. С позиции «двойки» — силу, напряжение, противоречие, дополнительность и т.д. Взгляд с позиции каждой следующей системы не отменяет, но дополняет предыдущий, делая наш опыт все более конкретным. Это как взгляд в микроскоп или телескоп с все увеличивающимся разрешением. И только в своей совокупности они дают полную картину. Чем большее количество многочленных систем мы различаем в нашем опыте окружающего мира, тем он более полон и объективен, т.к. понимание паттернов, которые несет нам каждая система, позволяет уходить от субъективности восприятия мира и переходить от простого знания фактов и законов, их обобщающих, к пониманию принципов, стоящих за всем их многообразием.

Теперь, когда у нас в руках появился новый инструмент (стратифицированность существования на 12 этажей или уровней), мы можем пойти дальше. Итак, мы теперь знаем, что любой объект в мире имеет свой уровень бытия или уровень внутренней организации, определяемый номером многочленной среды, который он несет в своей структуре. Но может быть самым главным для нас является понимание того, что ни один объект в мире, кроме человека, не может изменить этот уровень организации или бытия, то есть перейти на более высокий или низкий уровень, не потеряв своей идентичности. Этой возможности нет в наборе потенциальностей, с которым каждый объект приходит в мир. И только человек имеет такую привилегию, более того, переход на более высокие уровни бытия является ультимативной задачей его пребывания в мире. Это становится возможным благодаря присутствию человека во всех трех сферах существования в мире, или его триадической природы в виде тела, души (жизни), и духа. Ни один объект в мире не может похвастаться этим, кроме, может быть, планет с реализованной на них жизнью.

Почему триадическое устройство человека, которое является прямым следствием того, что человек создан по образу и подобию Божьему (Бог — это тоже Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), столь фундаментально для него? Дело в том, что эволюция, переход с одного этажа или уровня бытия на другой, это качественное изменение, а не только количественное — т.е. трансформация, а также и воля (о чем мы поговорим позже), также имеет триадическую природу. Так, например, трансформация или эволюция предполагает всегда одновременное наличие трех разных качеств: 1. Это исходное качество, которое мы хотим (предположим) улучшить. 2. Это то лучшее качество, в которое мы хотим перейти. Оно должно существовать, так как мы не можем перейти в качество, которого еще нет. 3. Это еще более высокое качество, под действием которого на исходное оно только и может перейти во второе. Ведь мы не можем, как Мюнхгаузен сами перетащить себя за волосы из низкого качества в более высокое, или с одного этажа на другой. Это знаменитый «закон трех» Г.И. Гурджиева. Он постулирует возможность таких переходов в мире лишь под действием третьего, еще более высокого качества, чем то, в которое мы хотим перейти, и которое поэтому часто называют помощью. Я уже приводил условный пример с водой, поясняющий это в статье «Медицина 21 века». Позже мы обсудим еще одно важное обстоятельство, касающееся трансформации, а именно, что они не могут быть случайными, но всегда являются только намеренными. Но любое намерение реализуется лишь с помощью свободной воли, которая также триадична, а следовательно ее наличие в объекте также требует триадичности в его строении. Но таким объектом, как мы уже выяснили, является только человек. Вот почему из всех существ в мире, от вирусов до ангелов и архангелов, лишь человек может подвергаться трансформации или эволюционировать. К сожалению, и это понимание также отсутствует даже в самой современной науке. Поэтому многие видные ученые бессмысленно и безуспешно бьются над попытками объяснения, как из неживого появилась жизнь, хотя понятно, исходя из «закона трех», что такая линейная эволюция невозможна, также как, например, построение вечного двигателя. И то и другое противоречит фундаментальным законам, по которым устроен наш мир. Очевидно, что мир обязан был быть создан отдельно в каждой из своих трех сфер существования — неживой, живой и выше жизни или духовной. После этого уже могут идти любые трансформации. Можно показать, что трансформация триадична и во многих других своих аспектах, но об этом позже.

Что же для нас, как людей, и особенно в плане заявленной темы наших лекций, из всего этого следует? Очень многое. Давайте в этом разбираться.

1. Необходимость отдельного творения каждого из трех уровней существования — это еще один аргумент против безумной атеистической концепции самозарождающегося мира. Естественно, что наличие мира предполагает его создателя. И мы видим, что как в любом созданном объекте — машине, телевизоре или компьютере и в мире, как целом, любой даже самый маленький объект, например, как элементарная частица — электрон, протон или бозон Хиггса, имеют свою функцию и назначение, которые подчинены задаче, стоящей перед тем целым, в котором они занимают свое субстанциональное место и ради решения которой они внесены в мир. И все науки изучают эти функции у тех объектов, которыми они занимаются, неважно это атом, клетка или отдельный орган. Понятно, что ни те качества или атрибуты, которыми обладают разные объекты, и которые позволяют нам их различать, ни те функции, которые они несут, не могут быть присвоены или приписаны себе самими объектами — это абсурд. Их источником является один из элементов Святой Троицы — Святой Дух, как поток качеств, которым все было наделено в мире при его создании Словом (Логосом) и Духом Святым в соответствии с Планом Бога Отца. И продолжает наделяться и ныне, так как никакой порядок, а мир, как мы уже говорили, есть упорядоченная сложность, не может быть установлен раз и навсегда. Поэтому мир не только однажды был создан, но и продолжает твориться, а порядок восстанавливаться. Об этом Христос прямо говорит в Евангелии: «Мой Отец всегда трудится, и Я тоже тружусь»(Ин 5:17).

Понятно, что и человек, как самый сложный из известных нам объектов, не может являться исключением и, следовательно, приходит в мир со своими задачами. Сложность человека трехмерна: он сложен как физический, т.е. грубо материальный объект (его тело), он очень сложен как живое существо или душа, и сложен как существо духовное. Очевидно, что каждая из этих «сложностей» должна быть ассоциирована с соответствующей задачей, ради которой эта сложность и была организована, или инструментом для решения которой она является. Таким образом, в соответствии с триадической природой человека — ТЕЛО-ДУША-ДУХ, у каждого из нас есть 3 задачи — 1. Телесная, 2. Душевная или жизненная и 3. Духовная. И надо понимать, что человек приходит в мир именно ради решения этих задач, главная из которых духовная, а остальные две вспомогательные. Это первое из ультимативных требований к человеку, понимающему, что мир создан Богом.

Не выполнение этих задач приводит к тяжелым последствиям, как для самого человека, так и для его потомков — детей, внуков и т.д. Они наступают как в этой жизни, так и за порогом смерти. Их соотношение у разных людей может быть разным, но последствия всегда наступают, как там, так и здесь обязательно: ведь мы живем в причинно-следственном мире, где каждое действие вызывает следствие, а каждое следствие имеет свою причину. Конкретные механизмы, реализующие эти связи достаточно прозрачны, хотя и не совсем просты. Они станут понятными после рассмотрения особой взаимозависимости всех существ существующих в мире, котораяописывается в Гурджиевской доктрине «Всеобщего поддержания». Подробно мы ее рассмотрим в следующих лекциях, когда будем разбирать пентаду и потенциальность. Сейчас же могу сказать, что она является естественным расширением (обобщением) понятия пищевых или трофических цепей, известных всем еще из школьного курса биологии: заяц ест капусту, зайца ест лиса, а человек использует шкуру лисы для одежды. В биологии эта цепочка заканчивается на человеке, но в мире, как целом, она продолжается дальше, и человек, в свою очередь, является»пищей» для бесплотных сущностей — ангелов, бесов и т.д., которые по христианским понятиям составляют целое Небесное Воинство. Являясь, как написано в Евангелии, служебными духами, они нуждаются в энергиях, во-первых, для выполнения ими своих задач, и во-вторых, для поддержания своего существования или целостности. Возможно, это не всем очевидно, но энергии — это универсальный инструмент совершения работы. Никакая работа, ни на каком уровне существования или Бытия не может совершаться без адекватного, по качеству и количеству, энергообеспечения. В следующих лекциях я подробно остановлюсь на теме энергий и построю их двенадцати членную классификацию. Пока же я только скажу, что необходимые для следующего, после человека, уровня бытия — уровня бесплотных сущностей — энергии вырабатываются людьми в процессе их деятельности. Да, человек находится в симбиотических связях не только с более низкими уровнями существования — домашними животными, которых он заставляет работать на себя, обеспечивая, в свою очередь, их всем необходимым, но и с более высокими. Общеизвестно, что во всех примитивных племенах и языческих религиях люди поклонялись различным «природным духам» — воды, леса, охоты, плодородия и т.д., совершая жертвоприношения, ритуальные танцы, целые мистерии, вырабатывая, участвуя в них, те энергии, в которых нуждались эти низшие духи, а они помогали им в охоте, рыбной ловле, земледелии и т.д. И по христианским понятиям в момент крещения человеку придается ангел-хранитель, т.к. крестившись, он берет на себя обязательство вести определенный образ жизни — участвовать в церковных службах, причащаться, читать Евангелие, соблюдать заповеди и т.д., вырабатывая при этом энергии самого высокого качества, которые «потребляет» ангел-хранитель; он же защищает человека. В Евангелии Христос говорит: «Смотрите не презирайте ни одного из простых и малых. Верно говорю вам, их ангелы всегда стоят рядом с Моим Небесным Отцом.» (Мф. 18:10). А в «Деяниях Апостолов» в 12 главе, когда выведенный ангелом из тюрьмы а. Петр приходит в дом Марии, где собрались многие ученики для молитвы о его освобождении, служанка, узнав его голос, сообщает им, что он стучит в дверь. Они не поверили — «Это его ангел» — возразили ей. (Деяния 12:12-18). Т.е. это все было известно людям многие тысячелетия назад.

Нам же надо понимать, что когда человек перестает выполнять свои обязательства и начинает вместо позитивных энергий вырабатывать негативные, он начинает «кормить» бесов или низших духов, т.к. выпасть из цепочки взаимного поддержания и никого не кормить он не может. В человека, не понимающего, что надо ходить в храм и оказывать знаки почитания и любви своему Небесному Отцу так же, как в норме это следует делать в отношении своих земных родителей, а еще хуже хамящего, ворующего, эксплуатирующего других людей и т.д., входят низшие духи и начинается процесс его дальнейшего падения. Да, они входят по попущению Божьему для нашего вразумления, т.к. если человек не понимает своего места в мире, своих задач и ответственности перед Богом и другими людьми, его приходится «образумливать» через негативные ситуации, в которые он начинает попадать — болезни, проблемы в семье, на работе и т.д. Рано или поздно, человек начинает связывать свою жизненную ситуацию с собственным поведением и задается вопросом «что я не так делаю или не так понимаю?». Как только он серьезно начинает искать ответы на эти вопросы, помощь всегда появляется и начинается обратный путь «наверх». Надо понимать, что в мире есть только два «лифта». Один называется эволюция и идет «вверх», другой — инволюция, и он идет «вниз». Зависнуть посередине не удастся. Вот почему Христос и говорит, что «кто не со Мной, тот против Меня, кто не собирает камни, тот их разбрасывает».

К сожалению, многие не усваивают никакие «уроки», потому «широки врата погибели и просторна дорога туда ведущая. И тех, кто идет по ней, много»(Мф. 7:13). Падение этих людей, как правило, окончательное, хотя можно и как разбойник на кресте спастись, «осознавшись» в последние минуты. Конечно, и в случае этих людей есть конкретные причины их такой «судьбы», но об этом много позже.

Таким образом, «Небесное Воинство» — ангелы, архангелы, серафимы, херувимы и т.д. — это инструмент в «руках Бога».Когда человек идет правильным путем, путем выполнения задач, с которыми он был послан в мир, эти силы его всячески поддерживают и помогают, когда же человек просто «плывет вниз по реке жизни, как тухлая рыба», они тоже пытаются ему помочь повернуть назад, но уже с помощью «уроков жизни», раз человек не вменяем и «не слышит» всего того, что Бог передает человечеству через своих пророков и святых, через заповеди и Великие Книги (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран и т.д.). Это как «кнут и пряник».

Я уже говорил (хотя еще не объяснял), что воля, как и трансформация триадична, и чтобы она могла генерироваться самим объектом (сущностью), нужно иметь, следовательно, триаду в своем устройстве. Но бесплотные сущности имеют только одну природу — духовную. У них нет тела, а, следовательно, и жизни, т.к. жизни без тела, в ее классическом понимании, не бывает. Поэтому ангелы, бесы и т.д. не могут иметь своей (свободной) воли, а определение бесов, как падших ангелов, это всего лишь метафора. Понятно, что они сразу были созданы такими, как они есть, со своими, уже описанными выше, задачами помощи «заблудшим людям». Они не только в людей, но даже в животных сами по себе войти не могут, о чем свидетельствует евангельский рассказ об изгнании Иисусом бесов из Гадаринских бесноватых: «Бесы стали просить Его: Раз ты нас изгоняешь, пошли нас в это стадо свиней! Идите — ответил Он» (Мф. 8:28-32). Об этом же свидетельствует история Иова и многие другие места из Евангелия, где ключевыми словами являются «Дьяволу было разрешено (попущено) войти (испытать) …». И это относится не только к Иову или апостолам: «Симон, Симон, берегись! Сатане позволено испытать вас и отделить пшеницу от мякины» (Лк. 23:32), и даже самому Иисусу Христу, Сатане было позволено испытывать Его в пустыне, но и к Иуде: «И вот Сатана вошел в Иуду по прозвищу Искариот …» (Лк. 22:3). Но мы уже знаем, что Сатана не может входить без разрешения Бога, и мы не можем думать, что Христос позволил войти Сатане в Иуду без его согласия на свою миссию, а без вхождения Сатаны он это сделать не мог, как любящий Христа ученик. Это поможет вам по-новому оценить роль Иуды.

Вхождение в человека бесов, как одна из основных причин болезней, прослеживается во многих местах Евангелия, где Христос исцеляет людей. И своим ученикам Он «дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и ( тем самым — Л.Н.) исцелять всякую болезнь и всякий недуг» (Мф. 10:1). Но что является основанием для такого изгнания-исцеления? Как правило, кроме особо «острых» случаев-одержимости, «Иисус (сначала — Л.Н.) ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах, возвещая Радостную Весть о Царстве и (уже затем — Л.Н.) исцелял всякую болезнь и всякий недуг» (Мф. 9:35). И своим ученикам Он завещал, чтобы они сначала «Идите и возвещайте: «Близко Царство Небес!», а потом «Больных исцеляйте …» (Мф. 10:7). И как основное завещание Он говорит апостолам, а на самом деле и всем тем, кто считает себя христианами: «Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел, и знайте, Я с вами всегда, до конца Мира.» (Мф. 28:19). И еще Иисус часто говорил исцеленным: «Идите и не грешите больше, чтобы не было еще хуже».

Таким образом, только когда человеку удается объяснить базовые вещи, непонимание и не следование которым и привели человека к его ситуации, дальнейшее пребывание в нем бесов уже не имеет смысла и их можно изгонять, т.к. сами они выйти не могут (нет собственной воли).

Итак, болезнь — это, чаще всего, шанс понять, что что-то в моей жизни не так, но, к сожалению, вся медицина, не объясняя больному истинные причины его страдания и временно убирая симптоматику, лишает человека этого шанса. Про единственную систему, удовлетворяющую всем перечисленным выше требованиям смотри мою статью «Медицина 21 века». Вернемся теперь к трем задачам, стоящим перед каждым человеком.

Первая задача — Телесная. Она заключается в сознательном участии в восстановлении «тела Человечества». Если нет технических препятствий, каждый человек должен создать семью, родить и воспитать детей. Притом не одного, двоих — это только за себя и за мужа, а надо еще и «за того парня», который умер в раннем детстве, или не нашел пару (урод, инвалид и т.д.), или у кого бесплодие и т.д. Поэтому минимум трех, четырех, но вообще то слово семья подразумевает 7 Я, т.е. пятерых детей и двоих родителей! Если мы не будем нормально решать эту задачу, то человечество сойдет со сцены жизни и никаких задач, на него возложенных не выполнит. Решать эту задачу мы должны не исходя из инстинкта «родительства», как животные, не потому, что мы не хотим остаться одинокими в старости или потому, что хотим передать детям наше дело, если оно есть, а потому, что это наша задача или миссия в мире. А уж Бог все так устроил, что дети приносят радость и любовь, могут нас поддержать в старости и продолжить наше дело. Ниже мы еще вернемся к этой задаче.

Вторая задача — это задача Душевнаяили жизненная (Душа в Евангелии это жизнь), или человеческая. Она заключается в получении знаний или профессии, становлении в ней мастером и принесении максимальной пользы на «общечеловеческий стол». Мы существа социальные и не можем сами себя кормить, одевать, учить, лечить, развлекать и т.д. Каждый должен вносить честно свою лепту и только так мы можем выживать. И опять, мы должны это делать не потому, что нам за это платят, а потому, что это наша миссия или задача в мире. А Бог все так устроил, что работа может быть интересной, полезной, приносить удовлетворение и материальный достаток, а может быть тяжкой обязанностью, если мы не воспринимаем ее как нашу задачу и выбрали ее по неправильным критериям.
Первые две задачи являются базовыми, без их выполнения невозможным становится выполнение третьей, самой главной задачи.
Третья задача — Духовная. Это самая основная, но и самая сложная для выполнения задача. Ее решение человеком всегда связано с реальной деятельностью в рамках одной из известных на сегодняшний день конфессий — Буддизма, Мусульманства, Христианства и т.д. Внутренняя работа, как основной инструмент на пути решения третьей задачи имеет много наименований — от «вертикального движения» и «самореализации» до «возвращения к Источнику или Небесному Отцу», «Достижения Царства Божьего» или «Спасения». Как ни в одной из сфер человеческой деятельности, здесь имеется огромная масса мифов, иллюзий и просто заблуждений. Чтобы не попасться во все эти ловушки, мы должны максимально подробно и корректно описать смысл этой задачи.

Первое, что мы должны отметить, это существенное различие в деталях каждой из трех задач, стоящих перед конкретными людьми, несмотря на их структурную одинаковость для всех. Т.е., хотя любой человек обязательно должен что-то сделать в каждой из трех задач, их объем, центр тяжести и конкретное содержание для разных людей будет конечно разным — «у каждого Абрама своя программа». И, может быть в первую очередь, это справедливо для третьей задачи. Здесь общим для всех является лишь ультимативная необходимость вертикального движения по шкале Бытия. Но где оно начинается и где должно закончиться у всех по-разному. Чтобы показать это корректно, мы должны обратиться к схеме «Человек-Дом», которая описана в моей статье «Медицина 21 века». Из этой схемы следует, что хотя внешне мы все люди, тем не менее, человечество неоднородно, и мы можем говорить о пяти разных «типах» людей, в зависимости от того, на каком из этажей преимущественно происходит их жизнь. Поскольку различие между этажами фундаментально, принадлежность к соответствующему этажу накладывает свой принципиальный отпечаток на все сферы деятельности, в которые вовлечен человек и, может быть в первую очередь, на то, в какой форме и рамках может происходить его трансформация, если он осознал ее необходимость. Мы должны понимать, что поскольку человечество это эволюционирующая система, а эволюция не случайный процесс, но процесс, имеющий цель и постоянную тенденцию в своем течении, должны быть силы, которые управляют (контролируют) ею. Это ангельские силы, которые заинтересованы в том, чтобы каждый человек хоть в каком-то объеме выполнил свои задачи. Поэтому всем тем, кто осознал, что важно не то, что они имеют, а то, кем они являются и что они являются не теми, кем они могли бы или должны были стать, независимо от номера этажа, должна быть оказана помощь. С этой целью в мир были внесены различные религии, которые внутри себя содержат инструменты этой помощи. Мы уже говорили, что трансформация без помощи не может ни начаться, ни быть законченной. Но понятно, что эта помощь должна быть разной в зависимости от того, с какого этажа мы начинаем подниматься вверх. Потому человечеству и нужны разные конфессии, каждая из которых содержит инструменты для оказания помощи людям, начавшим трансформацию на соответствующем этаже. Нам нужны не только разные школы, театры, музеи, институты и больницы, но и разные конфессии, потому что человечество неоднородно, как вы теперь понимаете. И в Евангелии Христос прямо говорит об этом, и эти Его слова стали крылатыми и известными даже людям, далеким от Христианства — «не мечите бисер перед свиньями», «не давайте святыню псам». Понятно, что здесь речь идет не о реальных животных, но о людях, которые находятся на этом этаже. Забегая вперед, скажу, что Христианство это религия, которая «обслуживает» уровень человека. Христос говорит, что «Я пришел, чтобы сделать вашу жизнь полной», но понятно, что полной жизнь человека становится только тогда, когда он осваивает полностью этаж человека. Жизнь на уровне животного или на этаже растения — это получеловеческая жизнь, но большинство людей променяло свое «человеческое первородство» на «похлебку» власти, славы и материальных ресурсов (люди гибнут за металл). И основная цель, которую прямо формулирует Христос — это «Ищите прежде Царства Божия и его правды»- т.е. соединяйтесь со своей крышей или духовной природой, овладевайте всем своим домом — но на это способен только регулярно причащающийся человек, хотя бы частично находящийся на уровне человека — мы не можем прыгать через этажи. Поэтому и христианская символика часто включает восьмерку — «число человека» на двенадцати членной шкале. Восемь концов у креста, на котором распяли Христа; восемь свечей горит на престоле — семисвечник — еврейская минора, плюс отдельно одна свеча перед дарохранительницей, а сдвинутые по отношению друг к другу квадраты — это основной элемент, как на одеяниях священников, так и в орнаменте православных церквей. Часто восьмиугольник является полем для иконы, особенно икон Богородицы и т.д. Теперь понятно, почему Христос говорил о «псах» и «свиньях», т.к. давать им эту, Христианскую, святыню нельзя, потому что взять (понять) они ее не могут (с каждого этажа видно (понятно) только то, что можно увидеть с этого этажа). И только раздражаясь, как написано в Евангелии далее, «они обернуться против вас и растопчут вашу святыню». Христос также говорил, используя символику овец и пастуха, что у Него есть еще другая овчарня, из которой Он когда-то должен будет привести находящихся там овец в ту, которой Он сейчас управляет. Но это отдельная тема, которой мы может быть когда-нибудь коснемся. В Евангелии Христос говорит, что если мы сможем быть его учениками, а для этого мы должны любить Его больше отца, матери, жены и детей и смочь оставить их и пойти за Ним, если наши ближние станут преградой между нами и Им, то мы познаем истину, и она сделает нас свободными. А истина — это Христос — «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Но позже вы узнаете, что свобода впервые обретается на третьем этаже нашего дома, т.е. уровне человека, что соответствует восьмому этажу в двенадцати членной стратификации существования. Ни у растений, ни у животных нет никакой свободы, поэтому, например, в Иудаизме, который обслуживает уровень животного, все регламентируется 613 законами и есть специальные учителя Закона. Животное не может само решать, что ему делать, а что нет, куда надо идти, а куда не надо. В случае реальных животных, вся их жизнь регулируется рефлексами. Отсюда и многоженство — древние евреи могли иметь три жены и легко их менять, и раздельное пребывание мужчин и женщин в синагоге — животное не контролирует свои страсти, и если рядом самка, молитвы не получается. Но это совершенно не означает, что на уровне животного нет своих святынь или своей потрясающей глубины и откровений. Каждый уровень бесконечен и неисчерпаем, и на каждом открываются свои «истины», которые также не стоит давать людям, находящимся на ниже лежащих этажах. Так, те же Иудеи из полудиких кочевников-скотоводов под прямым водительством Бога (избранный народ) проэволюционировали до «домашних» или «благородных животных», а те, кто признал Христа, прошли дальше. И у сегодняшних Иудеев нет уже, например, многоженства, хотя главенство закона остается.
Например, такая потрясающая «религия», как Буддизм, была внесена в мир для помощи в вертикальном движении людям, находящимся на уровне растения — т.е. воспринимающих все через призму эмоций. Понятно, что 1000, 2000, 2500 лет назад люди, находящиеся преимущественно на этом этаже, находились в состоянии постоянного эмоционального стресса, т.к. жизнь в те времена это холод, голод, болезни, смерти, войны, рабство. Человек только ожесточался и отчаивался, не видя впереди никакой позитивной перспективы. Будда предложил, так называемый, «восьмеричный путь», позволяющий человеку переориентировать восприятие окружающей его действительности, уйти от страданий, обрести бесстрастность и позитивное отношение ко всему живому, а в конечном итоге за пределами смерти слиться с Абсолютом. Здесь есть замечательные техники работы с телом, эмоциями и умом (медитации), и есть наставник — лама, который персонально ведет человека, идущего этим Путем, вверх по ступенькам этого этажа к просветлению. Я не случайно использовал кавычки в слове религия в отношении Буддизма. В строго формальном смысле Буддизм это не религия, т.к. Там нет понятия Бога. Будда это не Бог, а просветленный человек. Надо понимать, что на уровне растения вообще не может появиться понятие Бога, так как Бог где-то там, «наверху», самый главный, а в мире растений нет главного, ни среди деревьев в лесу, ни среди кустов на поляне. Поэтому в конце и слияние с абстрактным Абсолютом. Бог же, как Воля — это всегда Личность, только в космическом смысле, ибо Воля, как и энергия, не бывает «вообще», но всегда имеет источник своего возникновения.
Итак, понятно, что все религии взаимодополнительны и в своей совокупности помогают Человечеству, как целому, совершать вертикальные движения. Ни одна не лучше, не хуже другой, как, например, школы — математическая, музыкальная или художественная. Все зависит от человека. К сожалению, это никто не объясняет людям и поэтому сегодня никто «сознательно» не выбирает религию. Родился в Эмиратах или Турции — будешь мусульманином, в Тибете — буддистом, в России — христианином. Поэтому совершаются ошибки двух типов: первая, когда человек попадает в конфессию, которая обслуживает более высокий этаж, чем тот, на котором он сам находится; вторая — наоборот. Ошибки первого типа совершаются наиболее часто и в этом плане больше всего страдает Христианство, т.к. оно призвано обслуживать уровень человека, а на сегодняшнем этапе развития человечества таких людей еще крайне мало, потому что никто не готовит их, в том числе никакая катехизация, которая является всего лишь набором знаний о Христианстве. Поэтому большая часть, как прихожан, так, к сожалению, и священнослужителей не соответствуют этому уровню. Как следствие этого, максимальное количество извращений и кризисных явлений- от крестовых походов, инквизиции, разделения церквей, до сегодняшнего секуляризма и возникновения множества сект, мы видим именно в Христианстве. Понятно, что приходя в Христианство, люди более низких этажей несут в него все атрибуты своего уровня. «Животные» пытаются выстраивать перегородки и вносить всякие правила («Учите заповедям человеческим, как Моим»): — «так не встань», «здесь не проходи», «без платка нельзя», «в брюках нельзя», царские врата закрывать, «тайные молитвы», на русском языке службу вести нельзя и т.д. Апостол Павел предостерегает нас: «Если вы умерли со Христом и теперь свободны от стихий мира, зачем же вы позволяете им устанавливать для вас всякие предписания… «не прикасайся!», «не ешь!», «не трогай!» Все это человеческие заповеди и учения! Такие предписания, с их самодеятельным благочестием, смирением и умерщвлением плоти, конечно же, создают видимость какой-то мудрости, но грош им цена» (Колос. 2:20-23). «Растения» вносят эмоциональную компоненту — «Храм весь позолотить», «священников в порчу одеть», «как красиво хор поет», «какая замечательная бородка у батюшки», «какой богатый золотой или серебряный оклад у иконы» и т.д. Если совершается ошибка второго типа, т.е. человек попадает в конфессию, обслуживающую более низкий этаж, чем тот, на котором он находится, то дойдя до предела, он начинает ходить «по кругу», что блокирует его дальнейшее развитие. Таким образом, правильный выбор конфессии — это определяющий момент для успешного решения третьей задачи. Для этого человек должен точно понимать, на каком этаже он находится. Как это можно сделать и соответствующие техники мы обсудим позже. При правильном выборе конфессии, твердости намерения и некоторых дополнительных обстоятельствах возникает высокая степень вероятности освоения данного этажа, а в некоторых случаях и перехода на следующий. Как правило, это и составляет суть духовной задачи. Итак, в вертикальном движении по шкале бытия, как сути третьей задачи, нет единого конечного пункта для всех. Для христиан — это «ищите Царства Божия и его правды», т.е. соединения с «крышей», т.е. своей духовной природой. Для человека подвала, осознавшего необходимость вертикального движения, — это, возможно, просто выход на первый этаж. Для кого-то выстраивание (освоение) второго этажа и т.д. Каждый человек приходит в мир со своим набором потенциальностей, и все, что может реализовать в своей жизни данный человек, происходит исключительно из этого набора. В этом наборе, позже вы поймете, почему он называется «вечным паттерном», есть две части. Одна описывает жизненную траекторию человека, как обычного животного организма. Она со времен Древней Греции называлась Роком, т.к. от нее нельзя было уйти. Сюда относятся физические и физиологические особенности организма, предрасположенность к определенным болезням, черты характера и т.д. Сегодня человек уже может вмешиваться в эту часть, поменяв пол, заменив один ген другим, сделав пластическую операцию и т.д. Во второй части этого набора записано наше предназначение, т.е. те задачи, с которыми мы пришли в мир. Она называется Судьбой. И в норме каждый человек должен перейти от простого следования Року к реализации своей Судьбы. К сожалению, сегодня это делают не более 5% всего человечества. Да, «Царство Божие внутри вас есть», но и Ад тоже. Последнее, почти очевидно, ибо тому есть многочисленные примеры. Еще в Ветхом Завете, во Второзаконии 30.19 Бог прямо говорит об этом: «Жизнь или смерть предложил я тебе». И, например, Христианство всегда напоминает нам о двух возможных путях, которым соответствуют два образа действия (жизни) в мире и два конца. Это вечный выбор между «да» и «нет» в отношении Бога. Через все шумы и соблазны мира Он взывает к каждому человеку, и мы должны отвечать на Него. Царь Давид в своем тринадцатом псалме говорит: » Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». К сожалениюи сегодня таких безумцев по прежнему большинство. И в Евангелии Христос прямо предупреждает нас об этом: «Входите через узкие врата, потому что широки врата погибели и просторна дорога, туда ведущая. И тех, кто идет по ней много. Как тесны врата жизни, узка туда дорога и мало тех, кто находит ее» (Мф. 7:13-14). Итак, мы не можем выйти за рамки своей Судьбы, но мы можем ее реализовать в большем или меньшем объеме. Максимально полная реализация человеком своей Судьбы, в рамках тех условий, в которых он находится, и может быть названа СПАСЕНИЕМ или выполнением своего Предназначения — или выполнением третьей (духовной) задачи. Как вы теперь понимаете, она у всех разная. Есть святые и титаны духа, а есть незаметные, скромные «труженики». Но в духовной сфере, или сфере качеств, нет количества и поэтому сравнивать достижения разных людей друг с другом бессмысленно. Можно только сравнивать то, что я сделал с тем, что я мог бы сделать, но не сделал. И главное, что надо понимать, что точно так же, как в телевизоре, компьютере или машине их нормальная работа возможна лишь при выполнении каждой деталью своих функций, независимо от того маленькая она — предохранитель, или большая — трубка, так и человечество, только тогда может нормально функционировать, когда каждый человек выполняет те задачи, с которыми он послан в мир. Поэтому верит человек в Бога или не верит, ходит он в мечеть, синагогу или церковь или не ходит, это не его частная проблема. Мы все в одной «лодке» и поведение каждого отражается на всех других. Если человек не выполняет свои задачи, кто-то другой должен взять их на себя. Правда, чаще всего, это его собственные дети и внуки, которым он тем самым осложняет жизнь, но не только. Вот почему говорят, что «мир держится праведниками», которые вынуждены за безответственных «безумцев» нести страдания и вести исключительно трудную жизнь. На более поздних лекциях я подробно объясню вам, как работает этот механизм. Напомню только, что когда остался только один праведник — Ной, который не мог один скомпенсировать бездействия всех остальных, на мир обрушился потоп.

Другие лекции смотрите здесь>>> 

Untitled-745x1024

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *