Цигун — инструкция к применению 3


Как сориентироваться в сложном мире цигун новичку, не обладающему ни знанием, ни опытом?

Поистине, наше время можно назвать не только с технократическим, но и цигунократическим. Всюду можно видеть объявления о наборе групп цигун и проведении семинаров, ритритов и прочее. Причем часто это все принимает вид дикой смеси из цигун+йога+отдых на море+выдача сертификатов, диагностики и т.д. и т.п. И вот человек, серьезно (а это здесь ключевое слово!) решивший взяться за свое здоровье и найти ответы на своем пути духовных поисков, набирает в интернете слово «цигун»…

Как новичку разобраться в потоке информации, который на него нахлынет? Даже если он пойдет в книжный магазин  и скупит там все книги по цигун, многое останется непонятным. Остается только понадеяться на компетенцию тех, кто дает рекламу своих занятий и на удачу. Мы попробуем дать несколько основных рекомендаций как сделать верный выбор.

цигун, оздоровительный цигун, лечебный цигун, даосский цигун, цигун в китае,

Начнем с того, что само по себе явление цигун уже новое, возникшее под влиянием программы всеобщего оздоровления китайской нации в коммунистические времена, то есть оно уже не может быть причислено к традиционным методам. Более того, в воинских искусствах человек может “проверить” степень мастерства преподавателя реально, если не в поединке, так уж просто по тому, как движется человек, насколько “ловко” его тело и связаны движения, наконец можно соприкоснуться в туйшоу. Часто этого всего достаточно, чтобы сложить предварительное мнение о человеке.
Но как быть с цигун? Как определить компетентность в цигун? Для этого, как минимум нужно самому разбираться в основах теории и методах, а чтобы разбираться нужно уже иметь опыт.

Итак, несколько советов при выборе группы цигун:

1. Корни методов

Мастер или инструктор должен назвать истоки своей школы/метода. У кого он обучался и имена учителей. Если имена учителей неизвестны, все равно, среди них можно отыскать корни школы или названия метода, которые так или иначе не могут не быть известными. Таким образом, даже если методы являются новыми и созданы самим мастером, всегда можно определить, из каких методов и на основе чего они созданы. В идеале, если методы являются новым созданием, желательно, чтобы инструктор или мастер смог объяснить, что именно привнесено нового, упрощено или заменено. Тем самым, можно определить, идет ли в разрез с традиционным представлением сама структура методов обучения (потому что даже самые новые системы все равно должны опираться на традиционные представления, иначе не бывает, всегда должна быть почва, исходная точка. Исключение составляет только голые фантазии на тему цигун, которые не так трудно обнаружить)

2. Направленность и потенциал системы, структура

Человеку с самого начала должны сказать структуру системы, на что она направлена и для чегокого предназначена. Человек должен понимать “статус” методики цигун, должен видеть описание методов и последовательность. Часто цигун выдают за “целостный путь” вплоть до реализации духовной и физической, обретения бессмертия. Он таковым не является, он может лишь послужить для этого некой базой. Именно поэтому, массовое явление не может обрести подлинное мастерство, так как последнее связано с устной передачей и личным, пристальным контролем со стороны учителя. Часто бывает так, что многие китайские мастера не брезгают методами цигун, но всегда надо понимать, что это не является для них ОСНОВНЫМ путем. Например, освоив методы цигун, далее можно заниматься ТКБИ или выйти на традиционные методы, если это не удалось с самого начала, или начать изучение ТКМ итд.

3. Связь с мастером

В случае, если занятия проводит инструктор, то есть, ученик мастера, обязательно должна быть возможность людям, которые приходят заниматься, лично встретиться с мастером и хотя бы периодически заниматься с ним лично. Периодически ездить к нему, если он живет в Китае. Это надо не только для того, чтобы что-то выучить. Это необходимо, чтобы почувствовать самому мастера и понять, хочешь ли ты, чтобы этот человек тебя учил, хочешь ли ты близких отношений с этим человеком. Потому, что обучаясь, ты перенимаешь не только методы, но и частичку характера мастера, привыкаешь к образу мышления мастера,
способу доносить информацию до учеников.

4. Понимание преподавателя

Иногда приходилось слышать и видеть, как к инструктору по цигун приходит его ученик и говорит об отклонениях при практике, спрашивая совета, на что инструктор отвечает типа” а может ты что-то не так в жизни сделал” или “ну не знаю, попробуй чего-нибудь, постой или посиди” и т.д.. Инструктор должен ЧЕТКО понимать и разбираться в том, что он говорит или преподает ученикам, постоянно работать над углублением своего понимания, постоянно общаться с мастером. Если что-то он еще не понимает и до чего-то еще не дошел, он обязан задать мастеру вопрос, но НЕ ГОВОРИТЬ “приблизительно” или “мне кажется” о том, чего он не знает. Даже знакомый рассказывал, как он пришел в группу по цигун (без упоминания имен) и на вопрос занимающегося услышал ответ инструктора: “я читала в книге по цигун, что это надо так..”. Любая вещь, сказанная инструктором, должна иметь под собой основание,  практическую реализацию и воплощение. Более глубокие вещи сложно обсуждать, поэтому при обучении должен быть некий свод правил и принципов, которые не расходятся с традиционными представлениями, в которых вкратце описаны методы и принципы. Таким образом, это может стать справочным пособием для занимающегося по которому он сможет отмечать, не свернул ли он с правильного пути, все ли он соблюдает.

5. Отклонения

Это один из самых важных вопросов. Если в практике начинаются отклонения по здоровью, самочувствию или даже психики, нужно прекратить заниматься и обратиться к инструктору, а лучше мастеру, но не в коем случае не “копаться” в этом самому. Если методика правильная и хорошая, то подобных отклонений как правило не бывает. Но если вы начинаете чувствовать что-то не ладное, то нужно прекратить заниматься по этой методике. Можно посоветоваться с другими людьми, которые более компетентны в этом вопросе. И еще: никогда не надо стесняться задавать вопросы, инструктор или мастер должен знать ученика, его ум и мысли, глубину его понимания. Поэтому очень важно общение между учеником и мастером. Мастер сказал — ученик воспринял, но как он понял, насколько правильно или глубоко, это необходимо знать мастеру, чтобы вовремя поправить занимающегося и уберечь от отклонений и неправильного понимания.

Вышеизложенные параметры являются основными для выбора школы или группы цигун. Необходимо быть очень осторожным при выборе группы или школы, как писал даосский учитель Чэнь Иннин: “но есть также масса дурачащих…поэтому последователи, страшась искажений, изучают родословные и сверяют линии…»

Школа практик «Средоточия» >>

 

  • http://vk.com/id102688466 Бачжен Бачжаев

    как мало нас,-счастливцев праздных..(А.С.Пушкин).Эпиграф в одной из книг В.В.Малявина.

  • http://vk.com/id102688466 Бачжен Бачжаев

    как мало нас,-счастливцев праздных..(А.С.Пушкин).Эпиграф в одной из книг В.В.Малявина.

  • http://vk.com/id102688466 Бачжен Бачжаев

    как мало нас,-счастливцев праздных..(А.С.Пушкин).Эпиграф в одной из книг В.В.Малявина.